Литературная гостиная 6 кл

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена
с учетом требований Федерального образовательного стандарта по
литературе. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 – 11
классов и составлена на 34 часа в год.
Программа курса по внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП
ООО).
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Основная образовательная программа образовательного учреждения,
которая составлена на основе Примерной основной образовательной
программы образовательного учреждения, планируемых результатов
основного общего образования
Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения
учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной
программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по
внеурочной деятельности.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА.
Личностное развитие каждого ученика – одна из важных задач
современной школы. В этом плане особую роль играют уроки литературы, на
которых ученик учится видеть прекрасное, понимать художественное слово,
искусство, развивать творческие способности. Одним из способов
расширения литературных знаний является и внеклассная работа. Для неё
характерны свои, особые формы работы, которые способствуют
возникновению искренней доверительной атмосферы, требуют активной,
творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и
способностей в области литературы. Приоритетной формой являются
встречи в литературной гостиной.
Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с
проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «символов»,
которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в
диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе
существующих сегодня противоречий в образовании:
- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью
поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению.
Исходя из данной проблемы, можно говорить об актуальности
«Литературной гостиной».
Цель программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»:
создание условий для привития обучающимся любви к чтению через
организацию
самостоятельного
анализа
произведений;
развитие
эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств,
приобщение к миру искусства, воспитание эстетического вкуса,
формирование исследовательских умений и навыков общения в разных
ситуациях.
Для реализации поставленной цели в рамках курса решаются следующие
задачи:
- укрепление знаний, умений и навыков по литературе;
– развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся,
повышение их культуры;
– установление ассоциативно - образных связей между произведениями
литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;
– развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– формирование любви к чтению художественной литературы.
Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать
различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как
занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал,
сформировать умения и навыки работы.
Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи,
авторские поэтические вечера, книжные выставки, просмотры, конкурсы
чтецов.

Главные принципы построения программы:
1) принцип историзма, научности, системности;
2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя,
поэта;
3) принцип доступности, толерантности.
Личностные результаты:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Метапредметные результаты:
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Предметные результаты:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении; — использовать
разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Актуальность данного курса внеурочной деятельности обусловлена
проблемой того, что на фоне современных компьютерных технологий и
Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. В
связи с этим был реализован ряд правительственных программ,
направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и
развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы и чтения в
СНГ»). Литературная гостиная – это способ реализации творческого
потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир
произведения. В основе этой формы работы лежит ролевая деятельность
детей, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение,

способствует эстетическому воспитанию, формирует собственный взгляд на
художественное произведение.
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить,
углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые
понятия литературы; языковые нормы: орфоэпические, грамматические,
синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть
способами исследовательской деятельности; формировать творческое
мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать
на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных
языковых и речевых задач.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНАЯ
ГОСТИНАЯ».
Краткое содержание курса по темам
Тема № 1. Вступление в курс «Литературная гостиная» (1 час)
Понятие «Литературная гостиная». Знакомство с целями и задачами курса.
Составление плана работа гостиной на год.
Тема № 2. Современная литература (7 часов).
Знакомство с творчеством поэтов XXI века. Проведение литературного
вечера «Пушкинские чтения», приуроченной к памятной дате 19 октября
1911 года (День открытия Царскосельского Лицея).
Тема № 3. Былички (4 часа).
Понятие «быличка». Чтение и пересказ быличек из рассказа И.С.
Тургенева «Бежин луг». Самостоятельное сочинение быличек. Литературный
вечер, посвящённый детскому фольклору (страшные рассказы).
Тема № 4. Структура написания конкурсного сочинения (4 часа).
Обучение написанию конкурсных сочинений. Критерии оценивания
конкурсных сочинений. Подготовка к муниципальному туру ВСОШ.
Тема № 5. Бардовская песня Советского союза (4 часа).
Знакомство с творчеством поэтов-бардов времён СССР. Проведение
литературно-музыкального вечера «Гитаристы Кировграда, объединяйтесь!»
Тема № 6. Принципы актерского исполнения поэтических и
прозаических произведений. (6 часов).
Знакомство с принципами исполнения поэтических и прозаических
произведений. Подготовка к муниципальным и региональным конкурсам
юных чтецов. Участие в конкурсах.
Тема № 7. Обучение анализу художественного произведения (2 часа).
Развитие умений и навыков анализа художественного произведения.
Тема № 8. Инсценировка художественного произведения (4 часа).
Подготовка к инсценировке художественного произведения определенного
жанра. Инсценировка произведения.
Тема № 9. Анализ произведений, посвященных ВОВ (2 часа).
Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ, не вошедшими в
школьную программу. Анализ произведений.

Учебно-тематическое планирование (34 часа)
Разд№

1.

2.

3.

4.

Тема

Виды деятельности

Литературная гостиная Виды деятельности:
Беседа, проблемные задания,
выполнение поисковых или
проблемных заданий в малых группах.
Современная
литература
Практикум, создание текстов
определенного жанра и проблематики.
Былички
Организация совместной учебной
деятельности, поиск информации в
книгах, сети Интернет.
Структура написания
конкурсного
Создание электронных презентаций
сочинения
PowerPaint, подготовка докладов.

Кол-во часов

1

7

4

4

Выступление на литературномузыкальных вечерах (декламация,
пение, инсценировка).
5.

Бардовская песня
Советского союза

4

6.

Принципы актерского
исполнения
поэтических и
прозаических
произведений
Обучение анализу
художественного
произведения.

6

8.

Инсценировка
художественного
произведения

4

9.

Анализ произведений,
посвященных ВОВ

2

7.

2

4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 – 11 классы
№
1
2
3–4
5
6
7–8
9
10
11
12
14
14
15
16

17

Тема занятия
Кол-во часов Дата по плану Дата фактич.
Что такое «Литературная гостиная»?
1
7.09
Современные молодые поэты (обзор)
1
14.09
Подготовка доклада об одном поэте (11 кл.)
2
21.09
Репетиция выступления на литературном
1
28.09
вечере «Пушкинские чтения» (11 кл.)
Репетиция выступления на литературном
1
5.10
вечере «Пушкинские чтения» (5 – 6 кл.)
Проведение литературного вечера
2
19.10.2023
«Пушкинские чтения»
И.С. Тургенев «Бежин луг»
1
12.10
Былички («страшные рассказы» в рассказе
1
12.10
И.С. Тургенева «Бежин луг»
Практикум: сочинение «страшного
1
26.10
рассказа».
Творческий вечер «Былички»
1
9.11.2023
Структура конкурсного сочинения на
1
16.11
различных конкурсах и олимпиадах. Теория
Анализ художественного текста по плану.
1
23.11
Сочинение на олимпиаде ВСОШ
Всероссийский конкурс сочинений «Без
1
30.11
срока давности». План сочинения
Всероссийский конкурс сочинений «Без
1
7.12
срока давности». Анализ сочинений
победителей
Кто такие барды? Понятие «бардовская
1
14.12

Формируемые УУД
Регулятивные:
принимает и сохраняет
учебную задачу;
планирует (в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками или
самостоятельно)
необходимые действия,
операции, действует по
плану.
Познавательные:
понимает информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной, модельной
форме, использует
знаково-символические
средства для решения
различных учебных
задач, использует
различные источники
информации;
выразительно

песня»
18
Творчество В. Высоцкого, Ю. Визбора, Ю.
Кима, Б. Окуджавы
19
Репетиция вечера, посвящённого дню
рождения В.С. Высоцкого
20
Литературно-музыкальный вечер
«Гитаристы Кировграда, объединяйтесь!»
21
Как работают актёры?
22 – 23 Выбор стихотворения для заучивания
наизусть. Репетиция выразительного чтения
(6 кл.)
24
Выбор стихотворения для заучивания
наизусть. Репетиция выразительного чтения
(11 кл.)
25 – 26 Участие в муниципальном конкурсе чтецов
27
В.П. Астафьев. Рассказ «Бабушка с
малиной. Чтение
28
Проблематика рассказа В.П. Астафьева
«Бабушка с малиной»
29
Выразительное чтение рассказа В.П.
Астафьева «Бабушка с малиной»
30 – 31 Репетиция инсценировки рассказа В.П.
Астафьева «Бабушка с малиной»
32
Инсценировка рассказа В.П. Астафьева
«Бабушка с малиной»
33
Стихи советских поэтов о Великой
Отечественной войне
34
Песни о Великой Отечественной войне

1

11.01

1

18.01

1

25.01.2024

1
2

1.02
8.02
15.02

1

22.02

2
1

Март 2024
29.02

1

14.03

1

21.03

2
1

4.04
11.04
18.04

1

25.04

1

2.05

декламирует
поэтические тексты.
Коммуникативные:
строит монологические
высказывания,
осуществляет
совместную
деятельность в парах и
рабочих группах разного
возраста с учетом
конкретных учебнопознавательных задач,
участвует в
инсценировках учебных
текстов.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТИСТОЧНИКОВ
1. Федеральные государственные образовательные стандарты.
2. Предметно-методические материалы сайта «Инфоурок»
3. Предметно-методические материалы сайта «nsportal»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».