1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена с учетом требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов и составлена на 34 часа в год. Программа курса по внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов: 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО). 3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 4. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, планируемых результатов основного общего образования Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА. Личностное развитие каждого ученика – одна из важных задач современной школы. В этом плане особую роль играют уроки литературы, на которых ученик учится видеть прекрасное, понимать художественное слово, искусство, развивать творческие способности. Одним из способов расширения литературных знаний является и внеклассная работа. Для неё характерны свои, особые формы работы, которые способствуют возникновению искренней доверительной атмосферы, требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Приоритетной формой являются встречи в литературной гостиной. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «символов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию. Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании: - снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению. Исходя из данной проблемы, можно говорить об актуальности «Литературной гостиной». Цель программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»: создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного анализа произведений; развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщение к миру искусства, воспитание эстетического вкуса, формирование исследовательских умений и навыков общения в разных ситуациях. Для реализации поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи: - укрепление знаний, умений и навыков по литературе; – развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, повышение их культуры; – установление ассоциативно - образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства; – развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся; – формирование любви к чтению художественной литературы. Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы. Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, книжные выставки, просмотры, конкурсы чтецов. Главные принципы построения программы: 1) принцип историзма, научности, системности; 2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта; 3) принцип доступности, толерантности. Личностные результаты: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома. Метапредметные результаты: — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Предметные результаты: — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Актуальность данного курса внеурочной деятельности обусловлена проблемой того, что на фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. В связи с этим был реализован ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы и чтения в СНГ»). Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. В основе этой формы работы лежит ролевая деятельность детей, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию, формирует собственный взгляд на художественное произведение. Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; языковые нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач. 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ». Краткое содержание курса по темам Тема № 1. Вступление в курс «Литературная гостиная» (1 час) Понятие «Литературная гостиная». Знакомство с целями и задачами курса. Составление плана работа гостиной на год. Тема № 2. Современная литература (7 часов). Знакомство с творчеством поэтов XXI века. Проведение литературного вечера «Пушкинские чтения», приуроченной к памятной дате 19 октября 1911 года (День открытия Царскосельского Лицея). Тема № 3. Былички (4 часа). Понятие «быличка». Чтение и пересказ быличек из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Самостоятельное сочинение быличек. Литературный вечер, посвящённый детскому фольклору (страшные рассказы). Тема № 4. Структура написания конкурсного сочинения (4 часа). Обучение написанию конкурсных сочинений. Критерии оценивания конкурсных сочинений. Подготовка к муниципальному туру ВСОШ. Тема № 5. Бардовская песня Советского союза (4 часа). Знакомство с творчеством поэтов-бардов времён СССР. Проведение литературно-музыкального вечера «Гитаристы Кировграда, объединяйтесь!» Тема № 6. Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений. (6 часов). Знакомство с принципами исполнения поэтических и прозаических произведений. Подготовка к муниципальным и региональным конкурсам юных чтецов. Участие в конкурсах. Тема № 7. Обучение анализу художественного произведения (2 часа). Развитие умений и навыков анализа художественного произведения. Тема № 8. Инсценировка художественного произведения (4 часа). Подготовка к инсценировке художественного произведения определенного жанра. Инсценировка произведения. Тема № 9. Анализ произведений, посвященных ВОВ (2 часа). Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ, не вошедшими в школьную программу. Анализ произведений. Учебно-тематическое планирование (34 часа) Разд№ 1. 2. 3. 4. Тема Виды деятельности Литературная гостиная Виды деятельности: Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. Современная литература Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики. Былички Организация совместной учебной деятельности, поиск информации в книгах, сети Интернет. Структура написания конкурсного Создание электронных презентаций сочинения PowerPaint, подготовка докладов. Кол-во часов 1 7 4 4 Выступление на литературномузыкальных вечерах (декламация, пение, инсценировка). 5. Бардовская песня Советского союза 4 6. Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений Обучение анализу художественного произведения. 6 8. Инсценировка художественного произведения 4 9. Анализ произведений, посвященных ВОВ 2 7. 2 4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 – 11 классы № 1 2 3–4 5 6 7–8 9 10 11 12 14 14 15 16 17 Тема занятия Кол-во часов Дата по плану Дата фактич. Что такое «Литературная гостиная»? 1 7.09 Современные молодые поэты (обзор) 1 14.09 Подготовка доклада об одном поэте (11 кл.) 2 21.09 Репетиция выступления на литературном 1 28.09 вечере «Пушкинские чтения» (11 кл.) Репетиция выступления на литературном 1 5.10 вечере «Пушкинские чтения» (5 – 6 кл.) Проведение литературного вечера 2 19.10.2023 «Пушкинские чтения» И.С. Тургенев «Бежин луг» 1 12.10 Былички («страшные рассказы» в рассказе 1 12.10 И.С. Тургенева «Бежин луг» Практикум: сочинение «страшного 1 26.10 рассказа». Творческий вечер «Былички» 1 9.11.2023 Структура конкурсного сочинения на 1 16.11 различных конкурсах и олимпиадах. Теория Анализ художественного текста по плану. 1 23.11 Сочинение на олимпиаде ВСОШ Всероссийский конкурс сочинений «Без 1 30.11 срока давности». План сочинения Всероссийский конкурс сочинений «Без 1 7.12 срока давности». Анализ сочинений победителей Кто такие барды? Понятие «бардовская 1 14.12 Формируемые УУД Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач, использует различные источники информации; выразительно песня» 18 Творчество В. Высоцкого, Ю. Визбора, Ю. Кима, Б. Окуджавы 19 Репетиция вечера, посвящённого дню рождения В.С. Высоцкого 20 Литературно-музыкальный вечер «Гитаристы Кировграда, объединяйтесь!» 21 Как работают актёры? 22 – 23 Выбор стихотворения для заучивания наизусть. Репетиция выразительного чтения (6 кл.) 24 Выбор стихотворения для заучивания наизусть. Репетиция выразительного чтения (11 кл.) 25 – 26 Участие в муниципальном конкурсе чтецов 27 В.П. Астафьев. Рассказ «Бабушка с малиной. Чтение 28 Проблематика рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» 29 Выразительное чтение рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» 30 – 31 Репетиция инсценировки рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» 32 Инсценировка рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» 33 Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне 34 Песни о Великой Отечественной войне 1 11.01 1 18.01 1 25.01.2024 1 2 1.02 8.02 15.02 1 22.02 2 1 Март 2024 29.02 1 14.03 1 21.03 2 1 4.04 11.04 18.04 1 25.04 1 2.05 декламирует поэтические тексты. Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах разного возраста с учетом конкретных учебнопознавательных задач, участвует в инсценировках учебных текстов. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТИСТОЧНИКОВ 1. Федеральные государственные образовательные стандарты. 2. Предметно-методические материалы сайта «Инфоурок» 3. Предметно-методические материалы сайта «nsportal»