Рабочая программа учебного предмета Развитие речи 2-3 кл

1.13. Рабочая программ учебного курса «Развитие речи»
1) Пояснительная записка
Цель программы - развитие духовно-нравственной личности, умеющей
слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли.
Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить
языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и
письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Задачи программы:
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также
воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
-общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся:
любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
-развитие интереса к языку как учебному предмету.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, соответственно по
34 часа в год во 2 и 3 классах.
2) Содержание учебного предмета
2 класс
Речь. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение
регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение
коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр,
темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и
сочетания слов, продумать мелодику чтения. Слово (13 часов)
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные
слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые
слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение
определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе
словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном
значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять
основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение
(сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение
использовать слова с переносным значением при составлении предложений,
текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение. Предложение и словосочетание Виды предложений по
цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами
в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и
сложносочинѐнное предложение: исправлять порядок слов или порядок
частей, распространять части предложения, заменять неудачно

употреблѐнные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить)
предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание,
повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и
грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная
мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды
планов. Умение составлять планы различных видовСвязь между
предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором,
сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания,
извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учѐтом
речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи:
правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация:
сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение
самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально
окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение,
олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого
выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с
помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные
источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами
словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и
топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять
значение, стилистическую принадлежность.
Предложение. Умение редактировать простое предложение:
исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно
употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие
слова, распространять предложение.
Текст.Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова.
Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и
научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов,
составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение
составлять описание предметов и явлений, рассуждения в
художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с
элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с
параллельным построением. Видо- временная соотнесенность глаголов,
единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы,
благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать
вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Культура речи
Основные качества речи: правильность, точность, богатство,
выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать)
свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и
речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст
– монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.
Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
импровизировать. Умение инсценировать диалог.
3) Планируемые результаты
2 класс
Личностные результаты:
- формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области языкознания;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и
других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; - отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
- пользоваться толковым словарѐм; практически различать многозначные
слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и
антонимы к данным словам; - читать тексты учебника, владеть
правильным типом читательской деятельности: самостоятельно
осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить
текст на части, составлять план

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста,

ключевые слова; - создавать связные устные высказывания на
грамматическую и иную тему.
- овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
- - овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,
- уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и
точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи
3 класс
Личностные результаты:
- формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области
языкознания;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и
других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых
задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
-иметь первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- пользоваться толковым словарѐм; практически различать многозначные

слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и
антонимы к данным словам;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100
слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после
соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть
правильным типом читательской деятельности: самостоятельно
осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста,
ключевые слова; - создавать связные устные высказывания на
грамматическую и иную тему.
- понимать то, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека
- овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач; - овладеть учебными действиями с языковыми
единицами и уметь использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая
в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и
точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых

ситуаций; - адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи
Тематическое планирование
2 класс
№ п.п.

Количество уроков

Тема

1.

Речь.

2

2.

Слово

13

3.

Предложение и словосочетание.

3

4.

Текст.

12

5.

Культура общения.

4
34

ИТОГО
3 класс
№ п.п.

Тема

Количество уроков

1.

Речь. Техника выразительности.

3

2.

Слово и предложение.

15

3.

Текст.

12

4.

Культура общения.

4

ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».