Основы функциональной грамотности 9 кл

Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить
на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования
в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA
(Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается
PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в
современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности:
читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число
10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов
мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных
перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет
их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные
возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой
школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного

процесса заинтересованы в высоких академических и социальных
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

достижениях

Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность включает математические рассуждения, использование математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность) 4; способности человека принимать
эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.

Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Грамотность

Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

Читательская

Математическая

Финансовая

оценивает
форму
и
содержание
текста
в
рамках метапредметного
содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной ситуации

оценивает
финансовые
проблемы, делает
выводы, строит
прогнозы, предлагает
пути решения

Личностные
Грамотность
Читательская
оценивает содержание
прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию по
отношению к прочитанному

Математическая
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
математических знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
оценивает финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и
включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – 34 часа, по 1 часу
в неделю: 8 часов на модули «читательская грамотность», «финансовая грамотность», 17
часов на модуль «математическая грамотность», 1 час на проведение аттестации,
завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с
модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».

2, 3 четверть – модуль «математическая грамотность»,

4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект, практикум.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы
курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно
проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого
модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по
данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества
общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п

Тематические разделы

Количество часов

1

Основы читательской грамотности

8 часов

2

Основы математической грамотности 17 часов

3

Основы финансовой грамотности

8 часов

4

Итоговый урок

1 час

Результаты освоения курса «Основы функциональной грамотности»
Одним из приоритетных планируемых образовательных результатов является формирование
функциональной грамотности обучаемого. Этот термин отражает общеучебную
компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального
образовательного стандарта всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная
личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений,
максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность,

финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Реализация
данной задачи осуществляется за счет использования заданий, разработанных на основе
системно-деятельностного подхода. Такие задания будут способствовать формированию и
оценке способности личности применять полученные знания для решения различных
учебных и практических задач.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

личностных,

Данная
программа предоставляет
возможность планомерно
достигать ожидаемых воспитательных результатов:
приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни; формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям
нашего общества и к социальной реальности в целом; приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия.

№

1

2

3

4
5
6

7
8

9
10

Содержание (разделы/темы)
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст
как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать
степень достоверности содержащейся в тексте
информации?
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты.
Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Итоговый контроль
Модуль «Основы математической
грамотности»
Представление данных в виде таблиц и диаграмм.
Простые и сложные вопросы.
Представление данных в виде таблиц и диаграмм.
Простые и сложные вопросы.

Количес
тво
часов
8
1

Даты проведения
По плану По факту

2.09.23

1
9.09.23
1

1
1

16.09.23

23.09.23
30.09.23

1
7.10.23
1
1
17
1
1

14.10.23
21.10.23

11
12
13
14
15
16
17

18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29

30
31

Решение практико-ориентированных заданий на
ОСАГО. Решение задач на масштабы и форматы.
Решение практико-ориентированных заданий на
ОСАГО. Решение задач на масштабы и форматы.
Решение практико-ориентированных заданий на
вычисление расходов по ремонту и монтажу.
Решение практико-ориентированных заданий на
вычисление расходов по ремонту и монтажу
Решение практико-ориентированных заданий на
вычисление стоимости по ЖКХ
Решение практико-ориентированных заданий на
вычисление стоимости по ЖКХ
Решение практико-ориентированных заданий на
вычисление процентных соотношений. Сравнение
величин в процентах.
Решение практико-ориентированных заданий на
вычисление процентных соотношений. Сравнение
величин в процентах
Решение заданий на вычисление площадей на
клетке.
Решение заданий на вычисление площадей на
клетке.
Решение геометрических задач с практическим
содержанием.
Решение геометрических задач с практическим
содержанием.
Решение задач на тарифы и выгодные услуги
мобильной связи.
Решение задач на тарифы и выгодные услуги
мобильной связи.
Итоговый контроль
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Ценные
бумаги.
Векселя
и
облигации: российская специфика.
Риски акций и управление ими.
Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими.
Инвестиционное профилирование.
Формирование инвестиционного портфеля и его
пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для
физических лиц.
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование.

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
8
1
1

1
1

1
1

32
33
34

Выбор и юридические аспекты отношений с
финансовым посредником.
Итоговый контроль.
Итоговый урок

1
1
1

Информационные ресурсы
1.
Учебно-методические материалы, разработанные специалистами ФГБНУ «Института
стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках проекта
«Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся»
по шести
направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная
грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление для
формирования банка открытых заданий: http://skiv.instrao.ru/
2.
Мои достижения. Онлайн-сервис самопроверки: https://myskills.ru/
3.
Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х ч. Просвещение.
М.,2020г.
4.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. В 2-х ч. Просвещение.
М.,2020г.
4.
Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Просвещение. М.,2020г.
5.
Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ.
Социологические исследования. № 5. 2007.
6.
Пермилова Р.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. М.,2009.
7.
Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная система «Школа
2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.
8.
Яндекс.
Учебник.
Марафон
по
функциональной
грамотности.
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
;
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main#tekst-75


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».