Основы функциональной грамотности 5 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МАОУ _
СОШ №2, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник
эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С.
Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для
общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся
основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной,
И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».
Проблема
развития
функциональной
грамотности
обучающихся
в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование,
знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International
Student Assessment).
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и
для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной
деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим
объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников,
лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной
грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с
многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.
1

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:
математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность,
финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений
оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4
модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и
глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
 развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых,
новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных,
результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.)
выражения воображения (креативное мышление);
 развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества,
а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
 развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать
математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и
предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
 развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и
ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно
действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения
и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими
людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные
компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование,
игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Структура программы концентрическая,
т.е. одна и та же тема может изучаться с 5 по 9 класс. Изменяется практическое содержание
тематических разделов в зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и
уровня предметной подготовки обучающихся.

2

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные
будут сформированы:



формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе полученных знаний;
оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные







находит и извлекает информацию в различном контексте;
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
анализирует и интегрирует полученную информацию;
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.

Предметные
обучающийся научится:
 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
 находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем,
рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном
контексте;
 применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и
практических задач;
 формулировать проблему на основе анализа ситуации;
 анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного
содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации
и ее интеграции в единое целое;
 оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного содержания;
 интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично
значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
 оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их
решения.

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения
проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты. Решение естественнонаучных проблем. Решение социальных проблем.
Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного
человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный
обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты.
Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и
негосударственное страхование.
Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для
жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация
«Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».
Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит
«быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права
человека. Семья. Образование.

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1

Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными
решениями различных проблем
Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно.
Креативное самовыражение. Создаем рисунки
Креативное самовыражение. Создаем тесты.
Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

1

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.
Подведем итоги. Творческая работа
Финансовая грамотность современного человека
Семейный бюджет. Расходы и доходы
Акции в магазине. Кредит и рассрочка
Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции
Фальшивые деньги. Обмен валюты
Личные сбережения. Финансовая безопасность
Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование
Математическая грамотность. Учимся для жизни
Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»
Ситуация «Новая квартира»
Практическая работа
Ситуация «Вязаные вещи»
Практическая работа
Ситуация «Вязаные вещи»
Практическая работа
Ситуация «Новое дорожное покрытие»
Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально
компетентным?»
Человек и природа
Здоровье
Традиции и обычаи
Права человека
Семья
Образование
Практическая работа
всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

2
2
1

1
1
1
1
1
1
3
34 ч.

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
уро
ка

Тема урока

Формы работы

Планируе
мые сроки
прохожден
ия

Скорректированн
ые сроки
прохождения

Модуль: Креативное мышление
1.

Вводный урок.
Что такое креативно мышление.
Знакомимся с креативными
решениями различных проблем

Диалог
Групповая работа

2.

Учимся выполнять задания
нестандартно, выразительно,
эффективно. Креативное
самовыражение. Создаем рисунки
Креативное самовыражение. Создаем
рисунки

Групповая работа

3

4
5

Креативное самовыражение. Создаем
тесты.
Креативное самовыражение. Создаем
тесты.

01.09.-4.09

07.09-11.09
Работа в парах
Аналитическая
беседа
Групповая работа
Работа в парах
Аналитическая
беседа
Работа в парах

14.09-18.09
21.09-25.09
28.09-02.10

6

Креативное самовыражение. Решение
естественно- научных проблем.

7

Креативное самовыражение. Решение
социальных проблем.
Подведем итоги. Творческая работа

Круглый стол

Аналитическая
беседа
Работа в группах

02.11-06.11

10

Финансовая грамотность
современного человека
Семейный бюджет. Расходы и доходы

11

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

Круглый стол

16.11-20.11

12

Выгодный обмен. Ценные бумаги.
Векселя и облигации. Инвестиции
Фальшивые деньги. Обмен валюты

Дискуссия

23.11-27.11

Работа в парах

30.11-04.12

Личные сбережения. Финансовая
безопасность
Налоговая система. Государственное

Аналитическая
беседа
Работа в группах

07.12-11.12

8

9

13
14
15

12.10-16-10

Диалог
19.10-23.10
Индивидуальная
работа
Модуль: Основы финансовой грамотности

и негосударственное страхование
16

Практическая работа

17

Математическая грамотность. Учимся
для жизни
Ситуация «Поступление в
предпрофильный класс»

18

05.10-09.10

09.11-13.11

14.12-18.12

Индивидуальная
21.12-25.12
работа
Модуль: Основы математической грамотности
Аналитическая
беседа
Групповая работа

11.01-15.01
18.01-22.01

6

19

Ситуация «Новая квартира»

Групповая работа

25.01-29.01

20

Практическая работа

Мини-проект

01.02-05.02

21

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

08.02-12.02

22

Практическая работа

Мини-проект

15.02-19.02

23

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

22.02-26.02

24

Практическая работа

Мини-проект

01.03-05.03

25

Ситуация «Новое дорожное
покрытие»
Практическая работа

Групповая работа

09.03-12.03

Мини-проект

15.03-19.03

26

Модуль: Глобальные компетенции
Аналитическая
беседа

31.03-02.04

28

Знакомимся с глобальными
компетенциями. Что значит «быть
глобально компетентным?»
Человек и природа

Круглый стол

05.04-09.04

29

Здоровье

Работа в группах

12.04-16.04

30

Традиции и обычаи

Дискуссия

19.04-23.04

31

Права человека

Круглый стол

26.04-30.04

32

Семья

Работа в группах

05.05-07.05

33

Образование

Работа в парах

11.05-14.05

34

Практическая работа. Итоговый урок

Индивидуальная
работа
Аналитическая
беседа

17.05-21.05,
24.05, 25.05

27

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».