ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МАОУ _ СОШ №2, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.». Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе. 1 В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции. Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи программы: развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление); развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность); развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции). Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты. Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться с 5 по 9 класс. Изменяется практическое содержание тематических разделов в зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся. 2 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Личностные будут сформированы: формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний; оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина. Метапредметные находит и извлекает информацию в различном контексте; объясняет и описывает явления на основе полученной информации; анализирует и интегрирует полученную информацию; формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её; делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения. Предметные обучающийся научится: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач; обучающийся получит возможность: находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте; применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач; формулировать проблему на основе анализа ситуации; анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое; оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы; оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты. Решение естественнонаучных проблем. Решение социальных проблем. Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование. Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие». Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование. 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем Количество часов 1 Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки Креативное самовыражение. Создаем тесты. Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. 1 Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. Подведем итоги. Творческая работа Финансовая грамотность современного человека Семейный бюджет. Расходы и доходы Акции в магазине. Кредит и рассрочка Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции Фальшивые деньги. Обмен валюты Личные сбережения. Финансовая безопасность Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование Математическая грамотность. Учимся для жизни Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» Ситуация «Новая квартира» Практическая работа Ситуация «Вязаные вещи» Практическая работа Ситуация «Вязаные вещи» Практическая работа Ситуация «Новое дорожное покрытие» Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» Человек и природа Здоровье Традиции и обычаи Права человека Семья Образование Практическая работа всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 2 2 1 1 1 1 1 1 1 3 34 ч. 5 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № уро ка Тема урока Формы работы Планируе мые сроки прохожден ия Скорректированн ые сроки прохождения Модуль: Креативное мышление 1. Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем Диалог Групповая работа 2. Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки Креативное самовыражение. Создаем рисунки Групповая работа 3 4 5 Креативное самовыражение. Создаем тесты. Креативное самовыражение. Создаем тесты. 01.09.-4.09 07.09-11.09 Работа в парах Аналитическая беседа Групповая работа Работа в парах Аналитическая беседа Работа в парах 14.09-18.09 21.09-25.09 28.09-02.10 6 Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. 7 Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. Подведем итоги. Творческая работа Круглый стол Аналитическая беседа Работа в группах 02.11-06.11 10 Финансовая грамотность современного человека Семейный бюджет. Расходы и доходы 11 Акции в магазине. Кредит и рассрочка Круглый стол 16.11-20.11 12 Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции Фальшивые деньги. Обмен валюты Дискуссия 23.11-27.11 Работа в парах 30.11-04.12 Личные сбережения. Финансовая безопасность Налоговая система. Государственное Аналитическая беседа Работа в группах 07.12-11.12 8 9 13 14 15 12.10-16-10 Диалог 19.10-23.10 Индивидуальная работа Модуль: Основы финансовой грамотности и негосударственное страхование 16 Практическая работа 17 Математическая грамотность. Учимся для жизни Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» 18 05.10-09.10 09.11-13.11 14.12-18.12 Индивидуальная 21.12-25.12 работа Модуль: Основы математической грамотности Аналитическая беседа Групповая работа 11.01-15.01 18.01-22.01 6 19 Ситуация «Новая квартира» Групповая работа 25.01-29.01 20 Практическая работа Мини-проект 01.02-05.02 21 Ситуация «Вязаные вещи» Групповая работа 08.02-12.02 22 Практическая работа Мини-проект 15.02-19.02 23 Ситуация «Вязаные вещи» Групповая работа 22.02-26.02 24 Практическая работа Мини-проект 01.03-05.03 25 Ситуация «Новое дорожное покрытие» Практическая работа Групповая работа 09.03-12.03 Мини-проект 15.03-19.03 26 Модуль: Глобальные компетенции Аналитическая беседа 31.03-02.04 28 Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» Человек и природа Круглый стол 05.04-09.04 29 Здоровье Работа в группах 12.04-16.04 30 Традиции и обычаи Дискуссия 19.04-23.04 31 Права человека Круглый стол 26.04-30.04 32 Семья Работа в группах 05.05-07.05 33 Образование Работа в парах 11.05-14.05 34 Практическая работа. Итоговый урок Индивидуальная работа Аналитическая беседа 17.05-21.05, 24.05, 25.05 27 7