Литературная гостиная 5 кл

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта
по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов средней
общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по
одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности «Литературная
гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует
духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих
способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает
подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов
духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего
поколения.
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность
во внеурочное время, способствует духовному становлению личности,
выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию
коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда
через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрововидовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе
понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле»,
которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором
и читателем.
Программа «Литературная гостиная» является дополнением к
основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого
на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит
глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в
рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного
интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик,
работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его
восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел
донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение,
приобретая тем самым свою читательскую позицию.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют
умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм,
осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Цель программы:
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий
для привития обучающимся любви к чтению через организацию
самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости
формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
 развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
 формирование основ читательской культуры;
 выработка привычки к вдумчивому чтению;
 развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи
учащихся.
Формы работы:











Экскурсия в библиотеку;
Презентация прочитанной книги;
Выставка прочитанных книг;
Викторина;
Конкурс иллюстраций к любимой книге;
Конкурс чтецов;
Практические занятия с элементами игр;
Дидактических и раздаточных материалов;
Групповые занятия под руководством учителя;
Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное
время;
 Индивидуальные консультации.
Описание места учебного курса:
Курс «Литературная гостиная» предназначен для учащихся 5-9 классов
и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Краткое содержание курса по темам:
Тема №1. Литературная гостиная.
Знакомство с понятием «Литературная гостиная». Проектирование
деятельности. Составление плана мероприятий на год.

Тема №1. Волшебный мир сказок.
Литература как институт искусства. Сказка как часть детской
субкультуры. Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Авторская сказка. Фэнтези. Сопоставительный анализ изученного
материала.
Тема №2. Мир поэзии.

Знакомство с русскими поэтами. Изучение основ стихосложения и
литературоведческого анализа. Разработка сценариев и организация
литературно-музыкальных вечеров.
Тема №3. На страницах русской классики.
Изучение русской классической прозы. Понятие художественного мира
произведения. Художественное время и пространство. Предметный
мир. Персонажи. Современная проза. Любимая книга и автор. Пьеса.
Разработка и организация собственных театральных представлений.
Участие в школьных мероприятиях.
Учебно-тематическое планирование:
УУД. Деятельность учащихся

Количес
тво
часов

Предметные умения:

3

Раздел

Тема

1.

Литературная
гостиная

Знакомство с понятием «Литературная гостиная»;
определение деятельности и плана мероприятий
на год. Выявление значимых дат в истории
русской и мировой литературы.
Коммуникативные умения:
Участие в дискуссиях, создание письменных и
устных
высказываний,
аргументированные
ответы на вопросы по изученному или
самостоятельно прочитанному произведению.
Личностные умения:
Формирование
базовых
эстетических
ценностей (эстетических
переживаний,
эстетического вкуса, представления о красоте и
целостности окружающего мира)

2.

3.

Волшебный мир
сказок

Мир поэзии

Предметные умения:

10

Изучение сказки как части детской субкультуры;
знакомство с русским народным творчеством и
сказками мира; умение разграничить понятия
«авторской сказки» и «народной сказки» как
части фольклора.
Предметные умения:
Умение
анализировать
литературное
произведение; владение литературоведческими
терминами; умение подбирать материал о
биографии и творчестве поэта, истории создания
произведения;
формирование
собственного
отношения к произведениям русской литературы;
формирование умения давать характеристику

12

герою; понимание авторской позиции и своего
отношения к ней. Умение использовать основу
стихосложения
на
практике.
Учасие
в
литературно-музыкальных вечерах.
Познавательные умения:
Осуществлять синтез как составление целого из
частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты; строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей.
Личностные умения:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого
содержания,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей
Регулятивные умения:
Овладевать способами решения учебной задачи,
выбирать один из них, адекватно воспринимать
оценку своей деятельности учителем
и
одноклассниками.
4.

На страницах
русской классики

Предметные умения:
Чтение и анализ художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих
понятий и необходимых сведений по истории
литературы;
выявление
в
произведениях
конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотное использование русского
литературного языка; умение понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос
литературного
произведения;
понимание
авторской позиции и умение сформулировать
своё отношение к ней; умение вести диалог;
эстетическое
восприятие
произведений
литературы.
Коммуникативные умения:
Участие в диалоге, высказывание своего мнения,
формулировка вопросов.
Регулятивные умения:
Принимать и сохранять цель и учебную задачу,
выполнять действия по намеченному плану.
Познавательные умения:
Самостоятельно находить нужную информацию в

10

дополнительной литературе, осознанно строить
речевое высказывание в устной и письменной
речи.

Календарно-тематическое планирование учебного курса
№

Тема урока

УУД. Деятельность учащихся

ур
ока
1. Литературная гостиная

1.

Вводное занятие.
Понятие
«Литературная
гостиная».

2.

Проектирование
деятельности
«Литературной
гостиной» на учебный
год.
Литература как
искусство слова.

3

Литература как
искусство слова.

Предметные умения:
Знакомство с понятием «Литературная
гостиная»; определение деятельности и
плана мероприятий на год. Выявление
значимых дат в истории русской и мировой
литературы.
Коммуникативные умения:
Участие
в
дискуссиях,
создание
письменных и устных высказываний,
аргументированные ответы на вопросы по
изученному
или
самостоятельно
прочитанному произведению.
Личностные умения:
Формирование
базовых
эстетических
ценностей (эстетических
переживаний,
эстетического вкуса, представления о
красоте и целостности окружающего мира)

2. Волшебный мир сказок
4

5

Сказка.

Предметные умения:

Сказка как часть
детской субкультуры.

Изучение сказки как части детской
субкультуры; знакомство с русским
народным творчеством и сказками мира;
умение разграничить понятия «авторской
сказки» и «народной сказки» как части
фольклора.
Коммуникативные умения:

Немецкие народные
сказки.
Русские народные
сказки.

Дата
по
плану

Дата
по
факту

6

Виды русских
народных сказок.

Участие в диалоге, высказывание своего
мнения, формулировка вопросов.

Былички.

Регулятивные умения:
Принимать и сохранять цель и учебную
задачу,
выполнять
действия
по
намеченному плану.

Сказки народов мира.
Сказки народов мира
Сказки народов севера

7

8

Познавательные умения:

Самостоятельно
находить
нужную
информацию
в
дополнительной
Авторская сказка
литературе, осознанно строить речевое
Виды авторской сказки высказывание в устной и письменной речи.
сказка
«Сказка его жизни».
Литературномузыкальная
композиция,
посвящённая
жизни и творчеству Г.
Х. Андерсена.

9

Литературные сказки
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек»
Современная сказка

Фэнтези как вид
современной сказки.
Мир поэзии
10

Анализ
художественного
текста (поэзия)

Предметные умения:

16

Природа в поэзии

Познавательные умения:

17

Поэты серебряного
века

11

12

13

14
15

Умение
анализировать
литературное
произведение;
владение
литературоведческими терминами; умение
Хронотоп. Образ
подбирать материал о биографии и
пространства в
творчестве поэта, истории создания
поэтическом
произведения; формирование собственного
произведении
отношения к произведениям русской
Хронотоп. Образ
литературы; формирование умения давать
времени в поэтическом
характеристику
герою;
понимание
произведении
авторской позиции и своего отношения к
Песенное творчество ней.
Умение
использовать
основу
стихосложения на практике. Участие в
Басня как жанр
литературно-музыкальных вечерах.

Осуществлять

синтез как составление

18

Лирический герой и
автор

19

«Любви все возрасты
покорны». Стихи о
любви

20

Современная русская
поэзия

21

Поэтические
страницы. «Светлый
край берёз, моя
Россия»

22

целого
из
частей,
самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
строить
логическое
рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Личностные умения:
Нравственно-этическое
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающее личностный моральный
выбор на основе социальных и личностных
ценностей

Регулятивные умения:
Основы
стихосложения. Пробы Овладевать способами решения учебной
задачи, выбирать один из них, адекватно
пера
воспринимать оценку своей деятельности
учителем и одноклассниками.

3. На страницах русской классики
23

Интерпретация
художественного
текста

24

Фантастика в
литературе. Русские
писатели – фантасты

25

Поттериана. Другой
мир. Литературный
вечер

26
27
28
29
30

Предметные умения:
Закрепление знаний и умений по
изученному
материалу;
практическое
формирование
навыков
анализа
проэтических
и
прозаических
произведений;
умение
выделять
и
акцентировать внимание на детали .

Регулятивные умения:
Волевая саморегуляция, контроль в форме
«Все начинается с
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном Умение
любви»
оценивать свои достижения на уроке,
Подготовка сообщений умение обнаруживатьи исправлять свои
«Писатели-юбиляры» ошибки.
Святочные гадания
Коммуникативные умения:
Сказка С. Я. Маршака Потребность в общении с учителем.
«Двенадцать месяцев». Умение слушать и вступать в диалог
«Афганистан –
незаживающая рана».
Литературномузыкальная
композиция

31

День памяти Пушкина.
Литературный вечер

32

Обсуждение и
подготовка

иллюстраций к
различным
произведениям
33

Широкая Масленица

34

«Великий подвиг не
забыт». Произведения
о ВОВ

35

Подведение итогов
работы

Планируемые результаты:
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить,
углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые
понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические,
синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть
способами исследовательской деятельности; формировать творческое
мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать
на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных
языковых и речевых задач.
Предметные результаты:
1. Расширение литературного образования, предусмотренного
программой;
2. Формирование эстетических и психологических механизмов общения
человека с искусством,
3. Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для
дальнейшего освоения курса литературы.
4. Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
5. Возможность овладения умениями воспринимать художественное
произведение в единстве формы и содержания.
6. Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
7. Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и
поэтами.
8. Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам
литературы, культуры речи.
9. Овладение приемами анализа художественных произведений.
Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
3. Использование знаково-символических средств представления
информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных
источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки
событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учёта интересов сторон и сотрудничества.
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия,
1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.:
Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6
(интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и
литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-наДону, 2002, 105 с.
6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для
преподавателей спец.дисциплин.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».