Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по одному часу в неделю. Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах. Общая характеристика учебного курса Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрововидовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем. Программа «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова. Цель программы: Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя. Задачи: развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы; формирование основ читательской культуры; выработка привычки к вдумчивому чтению; развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся. Формы работы: Экскурсия в библиотеку; Презентация прочитанной книги; Выставка прочитанных книг; Викторина; Конкурс иллюстраций к любимой книге; Конкурс чтецов; Практические занятия с элементами игр; Дидактических и раздаточных материалов; Групповые занятия под руководством учителя; Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время; Индивидуальные консультации. Описание места учебного курса: Курс «Литературная гостиная» предназначен для учащихся 5-9 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Краткое содержание курса по темам: Тема №1. Литературная гостиная. Знакомство с понятием «Литературная гостиная». Проектирование деятельности. Составление плана мероприятий на год. Тема №1. Волшебный мир сказок. Литература как институт искусства. Сказка как часть детской субкультуры. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторская сказка. Фэнтези. Сопоставительный анализ изученного материала. Тема №2. Мир поэзии. Знакомство с русскими поэтами. Изучение основ стихосложения и литературоведческого анализа. Разработка сценариев и организация литературно-музыкальных вечеров. Тема №3. На страницах русской классики. Изучение русской классической прозы. Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи. Современная проза. Любимая книга и автор. Пьеса. Разработка и организация собственных театральных представлений. Участие в школьных мероприятиях. Учебно-тематическое планирование: УУД. Деятельность учащихся Количес тво часов Предметные умения: 3 Раздел Тема 1. Литературная гостиная Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) 2. 3. Волшебный мир сказок Мир поэзии Предметные умения: 10 Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с русским народным творчеством и сказками мира; умение разграничить понятия «авторской сказки» и «народной сказки» как части фольклора. Предметные умения: Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику 12 герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Учасие в литературно-музыкальных вечерах. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. 4. На страницах русской классики Предметные умения: Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в 10 дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Календарно-тематическое планирование учебного курса № Тема урока УУД. Деятельность учащихся ур ока 1. Литературная гостиная 1. Вводное занятие. Понятие «Литературная гостиная». 2. Проектирование деятельности «Литературной гостиной» на учебный год. Литература как искусство слова. 3 Литература как искусство слова. Предметные умения: Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) 2. Волшебный мир сказок 4 5 Сказка. Предметные умения: Сказка как часть детской субкультуры. Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с русским народным творчеством и сказками мира; умение разграничить понятия «авторской сказки» и «народной сказки» как части фольклора. Коммуникативные умения: Немецкие народные сказки. Русские народные сказки. Дата по плану Дата по факту 6 Виды русских народных сказок. Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Былички. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Сказки народов мира. Сказки народов мира Сказки народов севера 7 8 Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной Авторская сказка литературе, осознанно строить речевое Виды авторской сказки высказывание в устной и письменной речи. сказка «Сказка его жизни». Литературномузыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Г. Х. Андерсена. 9 Литературные сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Современная сказка Фэнтези как вид современной сказки. Мир поэзии 10 Анализ художественного текста (поэзия) Предметные умения: 16 Природа в поэзии Познавательные умения: 17 Поэты серебряного века 11 12 13 14 15 Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение Хронотоп. Образ подбирать материал о биографии и пространства в творчестве поэта, истории создания поэтическом произведения; формирование собственного произведении отношения к произведениям русской Хронотоп. Образ литературы; формирование умения давать времени в поэтическом характеристику герою; понимание произведении авторской позиции и своего отношения к Песенное творчество ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Участие в Басня как жанр литературно-музыкальных вечерах. Осуществлять синтез как составление 18 Лирический герой и автор 19 «Любви все возрасты покорны». Стихи о любви 20 Современная русская поэзия 21 Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» 22 целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Основы стихосложения. Пробы Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно пера воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. 3. На страницах русской классики 23 Интерпретация художественного текста 24 Фантастика в литературе. Русские писатели – фантасты 25 Поттериана. Другой мир. Литературный вечер 26 27 28 29 30 Предметные умения: Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали . Регулятивные умения: Волевая саморегуляция, контроль в форме «Все начинается с сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение любви» оценивать свои достижения на уроке, Подготовка сообщений умение обнаруживатьи исправлять свои «Писатели-юбиляры» ошибки. Святочные гадания Коммуникативные умения: Сказка С. Я. Маршака Потребность в общении с учителем. «Двенадцать месяцев». Умение слушать и вступать в диалог «Афганистан – незаживающая рана». Литературномузыкальная композиция 31 День памяти Пушкина. Литературный вечер 32 Обсуждение и подготовка иллюстраций к различным произведениям 33 Широкая Масленица 34 «Великий подвиг не забыт». Произведения о ВОВ 35 Подведение итогов работы Планируемые результаты: Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач. Предметные результаты: 1. Расширение литературного образования, предусмотренного программой; 2. Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, 3. Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы. 4. Углубленное изучение основных литературоведческих терминов. 5. Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. 6. Определение выразительной функции слова, его полисемантизм. 7. Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами. 8. Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи. 9. Овладение приемами анализа художественных произведений. Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы: 1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г 2.Единая коллекция образовательных ресурсов 3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008. 5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-наДону, 2002, 105 с. 6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007. 7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для преподавателей спец.дисциплин.