Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 11 кл

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета в 11 классе
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
ЛИЧНОСТНЫЕ
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ,
правовая и политическая грамотность;

 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ОВЗ и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

2

умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семь на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни ОО, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять
полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные
модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов

3

действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функциональносмысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции,
отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным
профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

4


соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов;
 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка;
 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;
 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы).

5

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание
Повторение и обобщение изученного
материала 10 класса
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и
пунктуации
Словосочетание
Предложение
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при словах и
конструкциях, грамматически не связанных
с предложением
Сложное предложение
Предложения с чужой речью
Употребление знаков препинания
КУЛЬТУРА РЕЧИ
СТИЛИСТИКА
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ИЗУЧЕННОГО
ИТОГО

Кол-во
часов
2

Уроки
контроля

Развитие
речи

25
1
2
4
3
3
2

7
2
1
2
3
3
35

6

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1.1
2.2

3.1
4.1
5.2
6.1
7.2
8.3
9.4
10.1

11.2

Название раздела
Тема урока

Повторение и обобщение изученного материала 10
класса (2ч)
Лексика. Фразеология. Лексикография
Морфология и орфография
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (25 Ч)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации (1 ч.)
Основные принципы русской пунктуации (§65)
Словосочетание (2 ч.)
Словосочетание как синтаксическая единица (§66)

Кол-во
часов

Контроль

1
1

Творческая работа
Морфологический разбор

1

Пунктуационный анализ.

1

Самостоятельная работа упр.
496

Словосочетание как синтаксическая единица (§67)
Предложение (4 ч.)
Предложение как синтаксическая единица
(§ 68-72)
Предложение как синтаксическая единица
(§ 74-75)
Постановка тире в простом предложении (§ 73, 76-77)
Постановка тире в простом предложении (§ 73, 76-77)
Однородные члены предложения (3ч.)
Простое осложненное предложение. Предложения с
однородными членами (§78-81)

1

Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами

1

Дата

1
1
1
1
1

Пунктуационный разбор.

7

12.3
13.1
14.2

15.3

16.1
17.2

18.1

(§ 82-83)
Обобщающие слова при однородных членах (§ 84)
Обособленные члены предложения (3 ч.)
Обособленные и необособленные определения. (§ 85)
Обособленные приложения (§ 86)
Обособленные обстоятельства и дополнения. (§ 87-88).
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения (§89)
Знаки препинания при сравнительных оборотах (§90)
Знаки препинания при словах и конструкциях,
грамматически не связанных с предложением (2 ч.)
Знаки препинания при обращениях (§ 91). Вводные слова и
вставные конструкции (§ 92).
Междометия. Утвердительные, отрицательные,
вопросительно-восклицательные слова (§ 93)
Сложное предложение (7 ч.)
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении (§ 94-95)

1
1
1

1

1

1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с
одним придаточным (§ 96)

1

20.3

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными (§ 97)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (§
98)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (§
98)
Сложные предложения с разными видами связи. Сложное
синтаксическое целое и абзац (§ 98-100)
Сложные предложения с разными видами связи. Сложное
синтаксическое целое и абзац (§ 98-100)

1

225
23.6
24.7

Объяснительный диктант

1

19.2

21.4

Самостоятельная работа по
упр.400

Проверочный диктант

1
1

Творческая работа:
конструирование предложений

1
1

8

25.1
26.2
27.1

28.1
29.2

30.1
31.2
32.3

33.1
34.2
35.3

Предложения с чужой речью (2 ч.)
Способы передачи чужой речи (§ 101-103)
Знаки препинания при цитатах (§ 104)
Употребление знаков препинания ( 1 ч.)
Сочетание знаков препинания (§ 105-106). Авторская
пунктуация (§ 107)
КУЛЬТУРА РЕЧИ (2 Ч.)
Язык и речь. Культура и правильность речи (§ 108-111).
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и
такт
СТИЛИСТИКА (3 Ч.)
Стилистика. Классификация функциональных стилей (§ 112116)
Стилистика. Классификация функциональных стилей (§ 112116)
Текст. Типы речи (§ 117)
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
(3 Ч.)
Лексика и фразеология
Морфология и орфография
Синтаксис и пунктуация

1
1
1

1
1

Словарный диктант

1
1
1

Комплексный анализ текста

1
1
1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».