Рабочая программа учебного предмета «Литература» 11 кл

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 11 классе
Программа помогает реализовать СДП в обучении, а также требования ФГОС СОО к результатам образования школьников по предмету
«Литература».
Личностные:
1) осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов
России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Предметные:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения
выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

2

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и
его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической
развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте,
от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

3

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание

Кол-во часов

Уроки контроля

Развитие речи

4

Изучение языка художественной литературы
Мировая литература рубежа XIX – XX веков
Русская литература начала XX века
И.А.Бунин
А.И.Куприн
Творчество Л.Н.Андреева
Творчество И.С.Шмелева
Творчество Б.К.Зайцева
Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи
Творчество В.В.Набокова

1
1
15

1

Особенности поэзии начала XX века
В. Я.Брюсов
К.Д.Бальмонт
А.Белый
И.Ф.Анненский
Ф.Сологуб
Н.С.Гумилев
И.Северянин
В.Ф.Ходасевич
М.Горький
А.А.Блок
Новокрестьянская поэзия
Н. Клюев
С.Есенин
В. Маяковский
Литературный процесс 1920-х годов
А.А.Фадеев
И.Э.Бабель
Е.И.Замятин
М.М.Зощенко
Зачетная работа за 1-е полугодие
Общая характеристика литературы 30-х годов

8

1

6
5

1
1

1
5
6

1

5

1
29

1
2

5

А.П.Платонов
М.А.Булгаков
М.И.Цветаева
О.Э.Мандельштам
А.Н.Толстой
М.М.Пришвин
Б.Л.Пастернак
А.А.Ахматова
Н.А.Заболоцкий
М.А.Шолохов
Из мировой литературы 1930-х годов
О.Хаксли
А.Т.Твардовский
Литература периода Великой Отечественной
войны
А.И.Солженицын
Из мировой литературы
Э.Хемингуэй
Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного
периода)
Л.Н.Мартынов
С.П.Гудзенко
А.П.Межиров
Ю.В.Друнина
Е.М.Винокуров
И.А.Бродский
Русская проза 1950-2000-х годов
В.П.Некрасов
Б.А.Можаев
В.И.Белов
В.Г.Распутин
В.М.Шукшин
А.В.Вампилов
Ф.А.Абрамов

1
3
1
3
1

4

1

9

6

К.Д.Воробьев
В.Кондратьев
Е.И.Носов
Ю.В.Трифонов
А.Г.Битов
В.С.Маканин
Итого

2

105

7

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название раздела
Тема урока

Кол-во часов

1.1

Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста

1

2.2

Мировая литература рубежа XIX-XX веков

1

3.3

Русская литература начала XX века

1

4.1

Творчество И.А.Бунина. Изображение России в повести И.А.Бунина «Деревня»

1

5.2

Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

6.3

Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

7.4

Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи»,
«Чистый понедельник»

1

8.5

Новаторство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

1

Контроль

Дата

И.А.Бунин

А.И.Куприн

7

9.1

А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный в повести А.И.Куприна
«Олеся»

1

10.2

А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер
повести

1

11.3

Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна
«Гранатовый браслет»

1

12.4

Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

1

13

Творчество Л.Н.Андреева

1

14

Творчество И.С.Шмелева

1

15

Творчество Б.К.Зайцева

1

16

Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи

1

17

Творчество В.В.Набокова

1

Особенности поэзии начала XX века
Серебряный век как литературно-эстетическая категория. Модернизм поэзии
Серебряного века

1

18.1

19.2

Символизм как литературное течение. В.Я.Брюсов как основоположник
русского символизма

1

20.3

Своеобразие художественного творчества К.Д.Бальмонта

1

21.4

Основные темы и мотивы лирики И.Ф.Анненского, Ф.Сологуба, А.Белого

1

22.5

Русский акмеизм и его истоки

1

23.6

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева

1

Сочинение

8

24.7

Футуризм как литературное течение модернизма. Лирика И.Северянина,
В.Ф.Ходасевича

1

25.8

Контрольное сочинение по произведениям поэтов Серебряного века

1

26.1

М.Горький
М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы
М.Горького

1

27.2

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности
композиции произведения

1

28.3

Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов
произведения

1

29.4

Спор о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне»: «три правды» и их
трагическое столкновение

1

30.5

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков М.Горького

1

31.6

Контрольное сочинение по творчеству М.Горького

1

32.1

А.А.Блок
Жизнь, творчество, личность А.А.Блока. Темы и образы ранней лирики. «Стихи
о Прекрасной Даме»

1

33.2

Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока

1

34.3

Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока

1

35.4

Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция и проблематика
произведения

1

36.5

Контрольное сочинение по творчеству А.А.Блока

1

Сочинение

Сочинение

Сочинение

9

37

Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев: истоки и художественный мир поэзии
Н.А.Клюева

1

38.1

С.А.Есенин
С.А.Есенина. Жизнь, творчество, ранняя лирика поэта

1

39.2

Тема Родины и природы в поэзии С.А.Есенина

1

40.3

Тема любви в лирике С.А.Есенина

1

41.4

Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»: анализ лиро-эпического произведения

1

42.5

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина

1

43.1

В.В.Маяковский
Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Ранняя лирика поэта. Маяковский и
футуризм

1

44.2

Тема любви и поэзии В.В.Маяковского

1

45.3

Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»

1

46.4

Тема революции в творчестве В.В.Маяковского

1

47.5

Сатира В.В.Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня»

1

48.6

Контрольное сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского

1

49.1

Литературный процесс 1920-х годов
Характеристика литературного процесса 1920-х годов. Обзор творчества
А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича

1

50.2

Творчество А.А.Фадеева. Проблематика и идейная сущность романа
А.А.Фадеева «Разгром»

Сочинение

1

10

51.3

Тема революции и Гражданской войны в прозе И.Э.Бабеля

1

52.4

Творчество Е.И.Замятина. Обзор романа-антиутопии «Мы»

1

53.5

Творчество М.М.Зощенко

1

54

Зачетная работа за I-е полугодие

1

55

Общая характеристика литературы 1930-х годов

1

56

А.П.Платонов
Жизнь, творчество, личность А.П.Платонова. Обзор повести «Сокровенный
человек»

1

57

Герои и проблематика повести А.П.Платонова «Котлован»

1

58.1

М.А.Булгаков
Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. Обзор романа «Белая гвардия»,
пьесы «Дни Турбиных»

1

59.2

Сатира М.А.Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор произведений)

1

60.3

История создания, проблематика, жанр и композиция романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита

1

61.4

Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов
романа

1

62.5

Тема любви, творчества и вечности в романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»

1

63.6

Контрольное сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

64.1

М.И.Цветаева
М.И.Цветаева. Жизнь, творчество, личность. Основные темы творчества

1

Тестирование

Сочинение

11

65.2
66

67.1

68.2
69

70.1
71.2

Поэмы М.И.Цветаевой (урок-обзор)

1

О.Э.Мандельштам. Жизнь, творчество, судьба поэта. Основные темы
творчества

1

А.Н.Толстой
А.Н.Толстой. Жизнь и художественное наследие писателя. Обзор
автобиографической повести «Детство Никиты», романа-эпопеи «Хождение по
мукам»

1

Тема русской истории в романе А.Н.Толстого «Петр I»

1

М.М.Пришвин. Жизнь, творчество, личность М.М.Пришвина. Обзор
художественного наследия писателя

1

Б.Л.Пастернак
Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. Основные мотивы его поэзии
Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Человек, история и природа в
произведении

1
1

72.1

А.А.Ахматова
Биография А.А.Ахматовой, основные вехи жизненного и творческого пути.
Основные темы лирики

1

73.2

Поэзия женской души. Тема любви в лирике А.А.Ахматовой

1

74.3

Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой

1

75.4

Поэмы А.А.Ахматовой (анализ поэм «Реквием», «Поэма без героя»)

1

Жизнь, творчество, личность Н.А.Заболоцкого. Основная тематика лирических
произведений

1

76

М.А.Шолохов

12

77.1

Жизнь, творчество, судьба М.А.Шолохова. «Донские рассказы» и «Лазоревая
степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»

1

78.2

М.А.Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке
эпох. История создания произведения, специфика жанра

1

79.3

Первая мировая война в изображении М.А.Шолохова

1

80.4

Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий
Дон»

1

81.5

Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1

82.6

Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь
поиска правды героем)

1

83.7

Контрольное сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»

1

Из мировой литературы 1930-х годов
О.Хаксли «О дивный новый мир». О.Хаксли и Е.Замятин

1

85.1

А.Т.Твардовский
Биографические истоки творчества А.Т.Твардовского. Поэма «Страна Муравия»

1

86.2

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

1

87.3

Лирика А.Т.Твардовского

1

Литература периода Великой Отечественной войны
Проза, поэзия, драматургия периода ВОВ

1

84

88

89.1

А.И.Солженицын
А.И.Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной
темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

Сочинение

1

13

90.2

Малая проза А.И.Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матренин
двор»

1

91.3

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий

1

92

Из мировой литературы
Символический смысл повести Э.Хемингуэя «Старик и море»

1

93.1

Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода)
«Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников ВОВ. (Обзор поэзии
Л.Н.Мартынова, С.П.Гудзенко, А.П.Межирова, Ю.В.Друниной, Е.М.Винокурова)

1

94.2

Русская советская поэзия 1960-1970-х годов: время «поэтического бума», период
после «поэтического бума» (урок-обзор)

1

95.3

Общая характеристика русской поэзии 1980-1990-х годов. Лирика И.А.Бродского

1

96.4

Современность и «постсовременность» в мировой литературе

1

97

Русская проза 1950-2000 годов
«Лейтенантская проза». В.П.Некрасов. «В окопах Сталинграда»

1

98

«Деревенская проза». Обзор повестей Б.А.Можаева «Живой», В.И.Белова
«Привычное дело»

1

99

В.Г.Распутин: жизнь, творчество, личность. Проблематика повести «Прощание
с Матёрой»

1

100

В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества

1

101

Творчество А.В.Вампилова. Анализ пьесы «Утиная охота»

1

102

Творчество Ф.А.Абрамова. Проблематика повестей «Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька»

1

14

103

Анализ повестей К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Кондратьева
«Сашка», Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы»

1

104

«Городская» проза Ю.В.Трифонова, А.Г.Битова, Вл.С.Маканина. Анализ
повести Ю.В.Трифонова «Обмен»

1

105

Контрольная работа за курс 11 класса

1

Тестирование

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».