1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 11 классе Программа помогает реализовать СДП в обучении, а также требования ФГОС СОО к результатам образования школьников по предмету «Литература». Личностные: 1) осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Предметные: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: 3 • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: – о месте и значении русской литературы в мировой литературе; – о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; – о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; – об историко-культурном подходе в литературоведении; – об историко-литературном процессе XIX и XX веков; – о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; – имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; – о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание Кол-во часов Уроки контроля Развитие речи 4 Изучение языка художественной литературы Мировая литература рубежа XIX – XX веков Русская литература начала XX века И.А.Бунин А.И.Куприн Творчество Л.Н.Андреева Творчество И.С.Шмелева Творчество Б.К.Зайцева Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи Творчество В.В.Набокова 1 1 15 1 Особенности поэзии начала XX века В. Я.Брюсов К.Д.Бальмонт А.Белый И.Ф.Анненский Ф.Сологуб Н.С.Гумилев И.Северянин В.Ф.Ходасевич М.Горький А.А.Блок Новокрестьянская поэзия Н. Клюев С.Есенин В. Маяковский Литературный процесс 1920-х годов А.А.Фадеев И.Э.Бабель Е.И.Замятин М.М.Зощенко Зачетная работа за 1-е полугодие Общая характеристика литературы 30-х годов 8 1 6 5 1 1 1 5 6 1 5 1 29 1 2 5 А.П.Платонов М.А.Булгаков М.И.Цветаева О.Э.Мандельштам А.Н.Толстой М.М.Пришвин Б.Л.Пастернак А.А.Ахматова Н.А.Заболоцкий М.А.Шолохов Из мировой литературы 1930-х годов О.Хаксли А.Т.Твардовский Литература периода Великой Отечественной войны А.И.Солженицын Из мировой литературы Э.Хемингуэй Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода) Л.Н.Мартынов С.П.Гудзенко А.П.Межиров Ю.В.Друнина Е.М.Винокуров И.А.Бродский Русская проза 1950-2000-х годов В.П.Некрасов Б.А.Можаев В.И.Белов В.Г.Распутин В.М.Шукшин А.В.Вампилов Ф.А.Абрамов 1 3 1 3 1 4 1 9 6 К.Д.Воробьев В.Кондратьев Е.И.Носов Ю.В.Трифонов А.Г.Битов В.С.Маканин Итого 2 105 7 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название раздела Тема урока Кол-во часов 1.1 Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста 1 2.2 Мировая литература рубежа XIX-XX веков 1 3.3 Русская литература начала XX века 1 4.1 Творчество И.А.Бунина. Изображение России в повести И.А.Бунина «Деревня» 1 5.2 Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 1 6.3 Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 1 7.4 Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» 1 8.5 Новаторство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» 1 Контроль Дата И.А.Бунин А.И.Куприн 7 9.1 А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный в повести А.И.Куприна «Олеся» 1 10.2 А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер повести 1 11.3 Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» 1 12.4 Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна 1 13 Творчество Л.Н.Андреева 1 14 Творчество И.С.Шмелева 1 15 Творчество Б.К.Зайцева 1 16 Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи 1 17 Творчество В.В.Набокова 1 Особенности поэзии начала XX века Серебряный век как литературно-эстетическая категория. Модернизм поэзии Серебряного века 1 18.1 19.2 Символизм как литературное течение. В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма 1 20.3 Своеобразие художественного творчества К.Д.Бальмонта 1 21.4 Основные темы и мотивы лирики И.Ф.Анненского, Ф.Сологуба, А.Белого 1 22.5 Русский акмеизм и его истоки 1 23.6 Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева 1 Сочинение 8 24.7 Футуризм как литературное течение модернизма. Лирика И.Северянина, В.Ф.Ходасевича 1 25.8 Контрольное сочинение по произведениям поэтов Серебряного века 1 26.1 М.Горький М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы М.Горького 1 27.2 Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции произведения 1 28.3 Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов произведения 1 29.4 Спор о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне»: «три правды» и их трагическое столкновение 1 30.5 Своеобразие публицистики и мемуарных очерков М.Горького 1 31.6 Контрольное сочинение по творчеству М.Горького 1 32.1 А.А.Блок Жизнь, творчество, личность А.А.Блока. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» 1 33.2 Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока 1 34.3 Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока 1 35.4 Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция и проблематика произведения 1 36.5 Контрольное сочинение по творчеству А.А.Блока 1 Сочинение Сочинение Сочинение 9 37 Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев: истоки и художественный мир поэзии Н.А.Клюева 1 38.1 С.А.Есенин С.А.Есенина. Жизнь, творчество, ранняя лирика поэта 1 39.2 Тема Родины и природы в поэзии С.А.Есенина 1 40.3 Тема любви в лирике С.А.Есенина 1 41.4 Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»: анализ лиро-эпического произведения 1 42.5 Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина 1 43.1 В.В.Маяковский Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Ранняя лирика поэта. Маяковский и футуризм 1 44.2 Тема любви и поэзии В.В.Маяковского 1 45.3 Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах» 1 46.4 Тема революции в творчестве В.В.Маяковского 1 47.5 Сатира В.В.Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня» 1 48.6 Контрольное сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского 1 49.1 Литературный процесс 1920-х годов Характеристика литературного процесса 1920-х годов. Обзор творчества А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича 1 50.2 Творчество А.А.Фадеева. Проблематика и идейная сущность романа А.А.Фадеева «Разгром» Сочинение 1 10 51.3 Тема революции и Гражданской войны в прозе И.Э.Бабеля 1 52.4 Творчество Е.И.Замятина. Обзор романа-антиутопии «Мы» 1 53.5 Творчество М.М.Зощенко 1 54 Зачетная работа за I-е полугодие 1 55 Общая характеристика литературы 1930-х годов 1 56 А.П.Платонов Жизнь, творчество, личность А.П.Платонова. Обзор повести «Сокровенный человек» 1 57 Герои и проблематика повести А.П.Платонова «Котлован» 1 58.1 М.А.Булгаков Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. Обзор романа «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных» 1 59.2 Сатира М.А.Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор произведений) 1 60.3 История создания, проблематика, жанр и композиция романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита 1 61.4 Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов романа 1 62.5 Тема любви, творчества и вечности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 63.6 Контрольное сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 64.1 М.И.Цветаева М.И.Цветаева. Жизнь, творчество, личность. Основные темы творчества 1 Тестирование Сочинение 11 65.2 66 67.1 68.2 69 70.1 71.2 Поэмы М.И.Цветаевой (урок-обзор) 1 О.Э.Мандельштам. Жизнь, творчество, судьба поэта. Основные темы творчества 1 А.Н.Толстой А.Н.Толстой. Жизнь и художественное наследие писателя. Обзор автобиографической повести «Детство Никиты», романа-эпопеи «Хождение по мукам» 1 Тема русской истории в романе А.Н.Толстого «Петр I» 1 М.М.Пришвин. Жизнь, творчество, личность М.М.Пришвина. Обзор художественного наследия писателя 1 Б.Л.Пастернак Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. Основные мотивы его поэзии Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении 1 1 72.1 А.А.Ахматова Биография А.А.Ахматовой, основные вехи жизненного и творческого пути. Основные темы лирики 1 73.2 Поэзия женской души. Тема любви в лирике А.А.Ахматовой 1 74.3 Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой 1 75.4 Поэмы А.А.Ахматовой (анализ поэм «Реквием», «Поэма без героя») 1 Жизнь, творчество, личность Н.А.Заболоцкого. Основная тематика лирических произведений 1 76 М.А.Шолохов 12 77.1 Жизнь, творчество, судьба М.А.Шолохова. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон» 1 78.2 М.А.Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. История создания произведения, специфика жанра 1 79.3 Первая мировая война в изображении М.А.Шолохова 1 80.4 Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» 1 81.5 Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» 1 82.6 Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды героем) 1 83.7 Контрольное сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» 1 Из мировой литературы 1930-х годов О.Хаксли «О дивный новый мир». О.Хаксли и Е.Замятин 1 85.1 А.Т.Твардовский Биографические истоки творчества А.Т.Твардовского. Поэма «Страна Муравия» 1 86.2 Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» 1 87.3 Лирика А.Т.Твардовского 1 Литература периода Великой Отечественной войны Проза, поэзия, драматургия периода ВОВ 1 84 88 89.1 А.И.Солженицын А.И.Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной темы в повести «Один день Ивана Денисовича» Сочинение 1 13 90.2 Малая проза А.И.Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор» 1 91.3 А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий 1 92 Из мировой литературы Символический смысл повести Э.Хемингуэя «Старик и море» 1 93.1 Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода) «Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников ВОВ. (Обзор поэзии Л.Н.Мартынова, С.П.Гудзенко, А.П.Межирова, Ю.В.Друниной, Е.М.Винокурова) 1 94.2 Русская советская поэзия 1960-1970-х годов: время «поэтического бума», период после «поэтического бума» (урок-обзор) 1 95.3 Общая характеристика русской поэзии 1980-1990-х годов. Лирика И.А.Бродского 1 96.4 Современность и «постсовременность» в мировой литературе 1 97 Русская проза 1950-2000 годов «Лейтенантская проза». В.П.Некрасов. «В окопах Сталинграда» 1 98 «Деревенская проза». Обзор повестей Б.А.Можаева «Живой», В.И.Белова «Привычное дело» 1 99 В.Г.Распутин: жизнь, творчество, личность. Проблематика повести «Прощание с Матёрой» 1 100 В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества 1 101 Творчество А.В.Вампилова. Анализ пьесы «Утиная охота» 1 102 Творчество Ф.А.Абрамова. Проблематика повестей «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька» 1 14 103 Анализ повестей К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Кондратьева «Сашка», Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы» 1 104 «Городская» проза Ю.В.Трифонова, А.Г.Битова, Вл.С.Маканина. Анализ повести Ю.В.Трифонова «Обмен» 1 105 Контрольная работа за курс 11 класса 1 Тестирование 15