1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 11 классе
Программа помогает реализовать СДП в обучении, а также требования ФГОС СОО к результатам образования школьников по предмету
«Литература».
Личностные:
1) осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов
России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Предметные:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения
выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
2
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и
его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической
развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте,
от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
3
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание
Кол-во часов
Уроки контроля
Развитие речи
4
Изучение языка художественной литературы
Мировая литература рубежа XIX – XX веков
Русская литература начала XX века
И.А.Бунин
А.И.Куприн
Творчество Л.Н.Андреева
Творчество И.С.Шмелева
Творчество Б.К.Зайцева
Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи
Творчество В.В.Набокова
1
1
15
1
Особенности поэзии начала XX века
В. Я.Брюсов
К.Д.Бальмонт
А.Белый
И.Ф.Анненский
Ф.Сологуб
Н.С.Гумилев
И.Северянин
В.Ф.Ходасевич
М.Горький
А.А.Блок
Новокрестьянская поэзия
Н. Клюев
С.Есенин
В. Маяковский
Литературный процесс 1920-х годов
А.А.Фадеев
И.Э.Бабель
Е.И.Замятин
М.М.Зощенко
Зачетная работа за 1-е полугодие
Общая характеристика литературы 30-х годов
8
1
6
5
1
1
1
5
6
1
5
1
29
1
2
5
А.П.Платонов
М.А.Булгаков
М.И.Цветаева
О.Э.Мандельштам
А.Н.Толстой
М.М.Пришвин
Б.Л.Пастернак
А.А.Ахматова
Н.А.Заболоцкий
М.А.Шолохов
Из мировой литературы 1930-х годов
О.Хаксли
А.Т.Твардовский
Литература периода Великой Отечественной
войны
А.И.Солженицын
Из мировой литературы
Э.Хемингуэй
Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного
периода)
Л.Н.Мартынов
С.П.Гудзенко
А.П.Межиров
Ю.В.Друнина
Е.М.Винокуров
И.А.Бродский
Русская проза 1950-2000-х годов
В.П.Некрасов
Б.А.Можаев
В.И.Белов
В.Г.Распутин
В.М.Шукшин
А.В.Вампилов
Ф.А.Абрамов
1
3
1
3
1
4
1
9
6
К.Д.Воробьев
В.Кондратьев
Е.И.Носов
Ю.В.Трифонов
А.Г.Битов
В.С.Маканин
Итого
2
105
7
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название раздела
Тема урока
Кол-во часов
1.1
Изучение языка художественной литературы. Анализ художественного текста
1
2.2
Мировая литература рубежа XIX-XX веков
1
3.3
Русская литература начала XX века
1
4.1
Творчество И.А.Бунина. Изображение России в повести И.А.Бунина «Деревня»
1
5.2
Образ греха в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1
6.3
Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1
7.4
Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар», «Темные аллеи»,
«Чистый понедельник»
1
8.5
Новаторство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»
1
Контроль
Дата
И.А.Бунин
А.И.Куприн
7
9.1
А.И.Куприн. Мир духовный и мир цивилизованный в повести А.И.Куприна
«Олеся»
1
10.2
А.И.Куприн. «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер
повести
1
11.3
Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И.Куприна
«Гранатовый браслет»
1
12.4
Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна
1
13
Творчество Л.Н.Андреева
1
14
Творчество И.С.Шмелева
1
15
Творчество Б.К.Зайцева
1
16
Творчество А.Т.Аверченко, Тэффи
1
17
Творчество В.В.Набокова
1
Особенности поэзии начала XX века
Серебряный век как литературно-эстетическая категория. Модернизм поэзии
Серебряного века
1
18.1
19.2
Символизм как литературное течение. В.Я.Брюсов как основоположник
русского символизма
1
20.3
Своеобразие художественного творчества К.Д.Бальмонта
1
21.4
Основные темы и мотивы лирики И.Ф.Анненского, Ф.Сологуба, А.Белого
1
22.5
Русский акмеизм и его истоки
1
23.6
Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева
1
Сочинение
8
24.7
Футуризм как литературное течение модернизма. Лирика И.Северянина,
В.Ф.Ходасевича
1
25.8
Контрольное сочинение по произведениям поэтов Серебряного века
1
26.1
М.Горький
М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы
М.Горького
1
27.2
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности
композиции произведения
1
28.3
Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма. Система образов
произведения
1
29.4
Спор о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне»: «три правды» и их
трагическое столкновение
1
30.5
Своеобразие публицистики и мемуарных очерков М.Горького
1
31.6
Контрольное сочинение по творчеству М.Горького
1
32.1
А.А.Блок
Жизнь, творчество, личность А.А.Блока. Темы и образы ранней лирики. «Стихи
о Прекрасной Даме»
1
33.2
Тема «страшного мира» в лирике А.А.Блока
1
34.3
Тема Родины и исторического пути России в лирике А.А.Блока
1
35.4
Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция и проблематика
произведения
1
36.5
Контрольное сочинение по творчеству А.А.Блока
1
Сочинение
Сочинение
Сочинение
9
37
Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев: истоки и художественный мир поэзии
Н.А.Клюева
1
38.1
С.А.Есенин
С.А.Есенина. Жизнь, творчество, ранняя лирика поэта
1
39.2
Тема Родины и природы в поэзии С.А.Есенина
1
40.3
Тема любви в лирике С.А.Есенина
1
41.4
Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина»: анализ лиро-эпического произведения
1
42.5
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина
1
43.1
В.В.Маяковский
Жизнь и творчество В.В.Маяковского. Ранняя лирика поэта. Маяковский и
футуризм
1
44.2
Тема любви и поэзии В.В.Маяковского
1
45.3
Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах»
1
46.4
Тема революции в творчестве В.В.Маяковского
1
47.5
Сатира В.В.Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня»
1
48.6
Контрольное сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского
1
49.1
Литературный процесс 1920-х годов
Характеристика литературного процесса 1920-х годов. Обзор творчества
А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С.Серафимовича
1
50.2
Творчество А.А.Фадеева. Проблематика и идейная сущность романа
А.А.Фадеева «Разгром»
Сочинение
1
10
51.3
Тема революции и Гражданской войны в прозе И.Э.Бабеля
1
52.4
Творчество Е.И.Замятина. Обзор романа-антиутопии «Мы»
1
53.5
Творчество М.М.Зощенко
1
54
Зачетная работа за I-е полугодие
1
55
Общая характеристика литературы 1930-х годов
1
56
А.П.Платонов
Жизнь, творчество, личность А.П.Платонова. Обзор повести «Сокровенный
человек»
1
57
Герои и проблематика повести А.П.Платонова «Котлован»
1
58.1
М.А.Булгаков
Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. Обзор романа «Белая гвардия»,
пьесы «Дни Турбиных»
1
59.2
Сатира М.А.Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор произведений)
1
60.3
История создания, проблематика, жанр и композиция романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита». Москва и москвичи. Воланд и его свита
1
61.4
Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов
романа
1
62.5
Тема любви, творчества и вечности в романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»
1
63.6
Контрольное сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1
64.1
М.И.Цветаева
М.И.Цветаева. Жизнь, творчество, личность. Основные темы творчества
1
Тестирование
Сочинение
11
65.2
66
67.1
68.2
69
70.1
71.2
Поэмы М.И.Цветаевой (урок-обзор)
1
О.Э.Мандельштам. Жизнь, творчество, судьба поэта. Основные темы
творчества
1
А.Н.Толстой
А.Н.Толстой. Жизнь и художественное наследие писателя. Обзор
автобиографической повести «Детство Никиты», романа-эпопеи «Хождение по
мукам»
1
Тема русской истории в романе А.Н.Толстого «Петр I»
1
М.М.Пришвин. Жизнь, творчество, личность М.М.Пришвина. Обзор
художественного наследия писателя
1
Б.Л.Пастернак
Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака. Основные мотивы его поэзии
Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Человек, история и природа в
произведении
1
1
72.1
А.А.Ахматова
Биография А.А.Ахматовой, основные вехи жизненного и творческого пути.
Основные темы лирики
1
73.2
Поэзия женской души. Тема любви в лирике А.А.Ахматовой
1
74.3
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой
1
75.4
Поэмы А.А.Ахматовой (анализ поэм «Реквием», «Поэма без героя»)
1
Жизнь, творчество, личность Н.А.Заболоцкого. Основная тематика лирических
произведений
1
76
М.А.Шолохов
12
77.1
Жизнь, творчество, судьба М.А.Шолохова. «Донские рассказы» и «Лазоревая
степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон»
1
78.2
М.А.Шолохов. «Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке
эпох. История создания произведения, специфика жанра
1
79.3
Первая мировая война в изображении М.А.Шолохова
1
80.4
Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий
Дон»
1
81.5
Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
1
82.6
Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь
поиска правды героем)
1
83.7
Контрольное сочинение по роману-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»
1
Из мировой литературы 1930-х годов
О.Хаксли «О дивный новый мир». О.Хаксли и Е.Замятин
1
85.1
А.Т.Твардовский
Биографические истоки творчества А.Т.Твардовского. Поэма «Страна Муравия»
1
86.2
Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
1
87.3
Лирика А.Т.Твардовского
1
Литература периода Великой Отечественной войны
Проза, поэзия, драматургия периода ВОВ
1
84
88
89.1
А.И.Солженицын
А.И.Солженицын. Жизнь и судьба писателя. Своеобразие раскрытия лагерной
темы в повести «Один день Ивана Денисовича»
Сочинение
1
13
90.2
Малая проза А.И.Солженицына. Тема праведничества в рассказе «Матренин
двор»
1
91.3
А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий
1
92
Из мировой литературы
Символический смысл повести Э.Хемингуэя «Старик и море»
1
93.1
Полвека русской поэзии (поэзия послевоенного периода)
«Поэтическая весна». Лирика поэтов – участников ВОВ. (Обзор поэзии
Л.Н.Мартынова, С.П.Гудзенко, А.П.Межирова, Ю.В.Друниной, Е.М.Винокурова)
1
94.2
Русская советская поэзия 1960-1970-х годов: время «поэтического бума», период
после «поэтического бума» (урок-обзор)
1
95.3
Общая характеристика русской поэзии 1980-1990-х годов. Лирика И.А.Бродского
1
96.4
Современность и «постсовременность» в мировой литературе
1
97
Русская проза 1950-2000 годов
«Лейтенантская проза». В.П.Некрасов. «В окопах Сталинграда»
1
98
«Деревенская проза». Обзор повестей Б.А.Можаева «Живой», В.И.Белова
«Привычное дело»
1
99
В.Г.Распутин: жизнь, творчество, личность. Проблематика повести «Прощание
с Матёрой»
1
100
В.М.Шукшин: жизнь, творчество, личность. Обзор литературного творчества
1
101
Творчество А.В.Вампилова. Анализ пьесы «Утиная охота»
1
102
Творчество Ф.А.Абрамова. Проблематика повестей «Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька»
1
14
103
Анализ повестей К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Кондратьева
«Сашка», Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы»
1
104
«Городская» проза Ю.В.Трифонова, А.Г.Битова, Вл.С.Маканина. Анализ
повести Ю.В.Трифонова «Обмен»
1
105
Контрольная работа за курс 11 класса
1
Тестирование
15