Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа олимпиадника» (для 2 классов образовательных организаций) Составитель: Беренкова О.В, учитель нач классов Г.Кировград 2023-2024 уч год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа олимпиадника» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и на основе уже имеющихся программ: «Курса развития мыслительных способностей учащихся начальной школы А.З. Зака «Интеллектика» (Москва: Интеллект-Центр, 2013), факультатива «Занимательная грамматика» Кочурова Е.Э. (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013.), курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москва РОСТ, 2012). Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год, продолжительность занятия 40 минут. Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности. Задачи: Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения; Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики; Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения; Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности; Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли; Формировать навыки исследовательской деятельности. Отличительные особенности программы курса «Школа олимпиадника» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Закономерности (6 ч) Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству. Геометрия (6 ч) Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии (с использованием конструктора ТИКО). Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (16 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений. Олимпиада. Математические игры (6 ч) Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ОЛИМПИАДНИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану и самостоятельно составленному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и из других источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские и объемные геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Тематические блоки, темы Закономерности Геометрия ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 34 часа Номер и тема урока Количество Форма Электронные (цифровые) часов проведения образовательные ресурсы занятий (для курсов внеурочной деятельности) 1.Магические квадраты сложения Работа в 6 ИНФОУРОК группах. https://infourok.ru 2.Магические квадраты вычитания Работа в группах УЧИ.РУ https://uchi.ru КОПИЛКА УРОКОВ 3.Головоломки с неповторяющимися цифрами КСО https://kopilkaurokov.ru/ 4-5.Поиск закономерностей. Исследование 6.Примеры с зашифрованным словом Исследование 7.Страна Геометрия 8.Преобразование фигур плоскости 9.Город Четырехугольников 6 на 10.Диагональ четырехугольника 11.Соединение и пересечение фигур Интернет занятие Игра с ТИКО конструктором Игра с ТИКО конструктором Игра с ТИКО конструктором Игра с ТИКО конструктором ИНФОУРОК https://infourok.ru УЧИ.РУ https://uchi.ru КОПИЛКА УРОКОВ https://kopilkaurokov.ru/ 12.Симметрия фигур Комбинаторика 4 Игра с ТИКО конструктором КСО 13-16.Решение комбинаторных задач Логика 17.Логический ряд чисел 6 Групповая работа Групповая работа Групповая работа Мастер класс 6 Выпуск газет. 18-20.Логические задачи 21.Познавательные математические цепочки 22.Задачи повышенной сложности Нестандартные задачи 23.Нетрадиционные задачи 24.Старинные задачи. 25.Задачи, решаемые с конца Поиск информации в интернете Мастер класс 26.Оригинальные задачи Мастер класс 27.Задачи со сказочным сюжетом Мастер класс ИНФОУРОК https://infourok.ru УЧИ.РУ https://uchi.ru КОПИЛКА УРОКОВ https://kopilkaurokov.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru УЧИ.РУ https://uchi.ru КОПИЛКА УРОКОВ https://kopilkaurokov.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru УЧИ.РУ https://uchi.ru КОПИЛКА УРОКОВ https://kopilkaurokov.ru/ 28.Решение олимпиадных задач Математические игры 29.Праздник числа 6 Участие в дистанционной олимпиаде Театрализация 30.Числовые ребусы Работа в паре 31.Математическая тропинка Конкурс 32.Зашифрованные примеры Работа в парах 33.Загадки палочек Дидактическая игра. Театрализация 34.В стране занимательной математики Итого 34 ИНФОУРОК https://infourok.ru УЧИ.РУ https://uchi.ru КОПИЛКА УРОКОВ https://kopilkaurokov.ru/