21.02.2024
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях МР 2.4.0331М-23
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, в том числе в отношении начала и окончания учебных занятий, продолжительности занятий и внеурочной деятельности, перемен, выполнения домашних заданий, объема дневной и недельной суммарной образовательной нагрузки.
Суммарная образовательная нагрузка обучающихся включает урочную и внеурочную деятельность, домашние задания, образовательную нагрузку при получении дополнительного образования, а также самостоятельные занятия.
Санитарно-эпидемиологические требования устанавливают максимально допустимую образовательную нагрузку (количество уроков в день). Для профилактики переутомления и благоприятной адаптации обучающихся 1-х классов к процессу обучения организацию учебной деятельности рекомендуется проводить с: постепенным увеличением продолжительности урока с 35 минут до 40 минут и недельной образовательной нагрузки с 3-х до 4-х уроков в день в течение первого полугодия; организацией дневного сна в режиме дня; дополнительными недельными каникулами в течение года. Гигиеническая оптимизация урока достигается регламентацией продолжительности урока, чередованием отдельных видов учебной деятельности, эмоциональных разрядок. В режим учебного дня обучающихся, в том числе во время учебных занятий, рекомендуется включать различные формы двигательной активности. В середине занятия рекомендуется двухминутный перерыв. Информацию о плотности урока, количестве видов учебной деятельности на учебном занятии, максимальной продолжительности одного вида учебной деятельности на занятии, в том числе с использованием ЭСО, наличии перерывов для проведения гимнастики для глаз, эмоциональных разрядок, рекомендуется включать в план урока. Для восстановления функционального состояния организма обучающихся после урока организуются перемены. Для профилактики переутомления обучающихся рекомендуется использовать здоровьесберегающие образовательные технологии и режимы обучения. Домашние задания, выполняемые обучающимися самостоятельно во внешкольный период времени, являются обязательной составляющей освоения. Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими работниками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с учетом возрастных, психофизиологических особенностей, способностей и интересов обучающихся. При подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню рекомендуется учитывать суммарный объем домашних заданий по всем предметам, их трудоемкость и временные затраты на выполнение. Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени. Рекомендуемая продолжительность дополнительных занятий и занятий внеурочной деятельностью статической направленности составляет 1-2 часа с учетом дневной суммарной образовательной нагрузки; общественно полезным трудом — 45 минут для обучающихся 1-4 классов и 1,5 часа для обучающихся 5-11 классов один раз в неделю. Организацию внеурочной деятельности рекомендуется осуществлять с учетом выбора участниками образовательных отношений форм деятельности, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно полезных практик и иные формы), в том числе в выходные и каникулярные дни. Для профилактики переутомления обучающихся при формировании графика каникул рекомендуется предусмотреть равномерное чередование периодов учебы и отдыха.