21.02.2024
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МР 2.4.0330-23
Рекомендации содержат комплекс предложений по созданию условий для внедрения цифровой образовательной среды для детей и молодежи, осваивающих образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом санитарно-эпидемиологических требований. В образовательном процессе допускается совмещение различных форм обучения очного и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Электронные средства обучения (далее - ЭСО) могут быть ЭСО коллективного использования ( интерактивная доска, панель) и ЭСО индивидуального использования (например, персональный компьютер (далее - ПК), ноутбук, планшет). ЭСО используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и при наличии документов, подтверждающих их соответствие требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации. Рассаживать детей в учебном помещении относительно ЭСО коллективного использования рекомендуется с учетом зонирования помещения по условиям зрительного восприятия визуальной информации и состояния органа зрения обучающегося. Мобильные средства связи не используются для образовательных целей. Применение мобильных средств в образовательной организации допускается для личного использования в соответствии с правилами внутреннего распорядка данной образовательной организации.
При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе при выполнении домашних заданий, проектной деятельности, обучающимся рекомендуется использовать ПК. При использовании ноутбука рекомендуется устанавливать его на подставку.
Для работы с ЭСО индивидуального использования рекомендуется использовать мониторы, регулируемые по высоте и углу наклона.
Для работы детей с ЭСО индивидуального использования, в том числе для дистанционного обучения, выполнения домашних заданий, не рекомендуется использовать мониторы на основе электронно-лучевых трубок. В образовательной организации данные типы мониторов не используются.
Для рациональной организации рабочего места рекомендуется использовать беспроводные клавиатуру и мышь.
Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, оборудуются светорегулируемыми устройствами в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями. При использовании интерактивной доски, интерактивной панели ближайший от них оконный проем рекомендуется закрывать, также необходимо учитывать расположение световых проемов и удаленность от элементов систем электроснабжения
В случае использования ноутбуков и (или) планшетов, в том числе тележки-хранилища для ноутбуков / планшетных компьютеров с системой подзарядки, рекомендуется заряжать ЭСО при отсутствии в помещении детей во внеучебное время.
Функциональные размеры мебели в образовательной организации определены санитарно-эпидемиологическими требованиями. Правильно подобранный с учетом роста обучающегося стул (кресло) обеспечивает следующие условия:
ноги свободно размещаются под столом;
стопы имеют опору на полу или на подставке для ног;
коленные суставы согнуты под углом не менее 90°.
Рекомендуется использовать стул (кресло), спинка которого имеет поясничный упор, стол глубиной столешницы не менее 75 см.
Оптимальная зрительная дистанция до экрана ПК или ноутбука составляет 60-70 см. Монитор рекомендуется наклонять на 10-20° назад (в зависимости от высоты монитора), чтобы обеспечить одинаковое расстояния от глаз до верхнего и нижнего края монитора.
Суммарная суточная продолжительность использования ЭСО включает суммарную продолжительность использования в образовательной организации, при реализации программ дополнительного образования, при выполнении домашних заданий и досуговой деятельности.
ЭСО рекомендуется выключать или переводить монитор в режим ожидания («спящий режим»), когда их использование приостановлено или завершено, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения обучающихся. Предпочтительным является выключение экрана.
При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режим учебного дня обучающихся, в том числе во время учебных занятий, рекомендуется включать различные формы двигательной активности. Рекомендуемые формы двигательной активности.
В середине занятия организуется перерыв для проведения комплекса упражнений с целью профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. Для детей дошкольного возраста комплексы упражнений проводятся в игровой форме.
Рекомендуемая продолжительность суточной физической активности составляет не менее 60 минут в день.
При реализации дистанционных образовательных технологий в программу производственного контроля образовательной организации рекомендуется включать анализ ЭСО, используемых обучающимися в домашних условиях.
Перед началом занятий и каждый час работы учебные помещения проветриваются с учетом погодно-климатических условий.
Обработка (очистка) электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши проводится в соответствии с рекомендациями производителя. Перед проведением обработки рекомендуется выключать ЭСО.
Для оптимальной организации деятельности обучающегося в домашних условиях рекомендуется размещать на информационных ресурсах образовательной организации (портале, сайте) данные об объеме образовательной нагрузки с использованием ЭСО для каждой учебной группы (класса).
Информацию о способах профилактики нарушений здоровья обучающихся при реализации дистанционных образовательных технологий, необходимости своевременного прохождения периодических медицинских осмотров детей (включая осмотр окулиста) рекомендуется доводить до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) и размещать на сайте образовательной организации.