16.02.2024
Школьная
служба медиации
Медиация - (от лат. mediare и англ.
mediation – посредничество) – примирительная процедура, в основе которой лежат
переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора (посредника) с целью
выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам.
Медиатор – это специально подготовленный
посредник, который помогает сторонам разрешать конфликт(ы) мирным путём.
Цель: Формирование
благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного
развития и социализации детей и подростков, в том числе - при возникновении
трудных жизненных ситуаций (ТЖС), включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи:
- Создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в ТЖС и находящихся в социально опасном положении (СОП), детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- Создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в ТЖС и находящимися в СОП, детей их неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- Внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказания в местах лишения и ограничения свободы;
- Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в ОО для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
- Повышение квалификации педагогических работников ОО по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
- Обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
- Развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в ОО.
Основа деятельности
служб школьной медиации
- Разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в ОО, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
- Предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- Обеспечение формирования и обучения «групп равных»;
- Координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
- Обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли комедиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
- Использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
- Использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в СОП;
- Использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса
- Применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями КДН и ЗП;
- Использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенной коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Ожидаемые результаты
- Снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучение детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
- Снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- Сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- Формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.