31.10.2024
ЮНОШИ И ДЕВУШКИ, А ТАК ЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ!
ПРАВИЛЬНО ПРОФЕССИЮ ВЫБРАТЬ
НЕ ХОТИТЕ ЛИ?
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) информирует о размещении в открытом доступе на сайтеproftime.edu.ru-информационно-методических материалов" по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности и профессиональной ориентации обучающихся, разработанных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»
Профориентационная работа в школе на современном этапе развития образовании.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе. Это накладывает особую ответственность на основную школу.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация — умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле — длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
— получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
— выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях — общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В школе профориентационная работа проводится всеми участниками образовательного процесса.
31.10.2024