13.03.2020
КАКИЕ ПРОФИЛИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Выбор профессии важный
шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают
множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей
профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей
к выбору профессии еще на уровне основного общего образования,
а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное
обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников
в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное
образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между
профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает
в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится
средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит
за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения
гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы
работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных
задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся
углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые
ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой
деятельности.
Ч. 25 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании
в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль)
образования — это ориентация образовательной программы на конкретные
области знания и (или) виды деятельности, определяющие
ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной
деятельности обучающегося и требования к результатам освоения
образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»
(далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности
по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов,
предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное
обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение
может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной
программы, причем на любом уровне образования.
В соответствии
с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается
за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные
представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать
до завершения получения ребенком основного общего образования
с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные
и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня,
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1
ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника
предусмотрено:
·
изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
·
изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных
областей;
·
учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
·
курсы по выбору, элективные курсы.
Таким образом, модель
современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы,
профильные курсы и элективные курсы.
Профили обучения
Школа, осуществляя
образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана
одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная
организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного
анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе.
Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня,
углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных
предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение
знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом
среднего общего образования.
Перечень профилей,
которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования
следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования
и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
1.
Естественно-научный. Профильные предметы — математика
и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
2.
Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык
и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
3.
Социально-экономический. Профильные
предметы — математика и начала математического анализа, экономика,
право, география, геометрия.
4.
Технологический профиль. Профильные
предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия,
физика, информатика.
5.
Универсальный. Данный профиль подходит тем
обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера
интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей.
Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением
базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования
ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения
не распространяются на универсальный профиль.
Учебный план профиля
обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных
предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета
из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные
планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный
язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая
культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план
профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾
учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей
профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной
области.
В учебном плане
должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых)
проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который
представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся.
Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению.
Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу
по проекту работник школы или работник со стороны
организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа
обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план
достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами
по выбору общеразвивающей направленности.
Отличие элективных
курсов от факультативных
П.5 ч.1 ст.34 Закона
закрепляет за обучающимися академическое право на выбор
факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это
необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности
или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы,
которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе
выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами
(модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в установленном
ею порядке, а также преподаваемых в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных
профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные
предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся
из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы
выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой
дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере
углубленным.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.03.2020
Дата обновления: 16.03.2020
Дата публикации: 13.03.2020