Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _________________
«___»______202_г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор __________Чумак Е.Л.
«____» ______202_г.
Основная образовательная программа начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Срок освоения 1 год
Составители:
Тарасова А.С., учитель начальных классов
Беренкова О.В., учитель начальных классов
Обсуждена и согласована на
заседании методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № 1 от
«___» августа 2022г.
г.Кировград
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА)
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры» (34 часа)
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры» (34 часа)
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и
религия. Пророк Мухаммад — образец человекаи учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской
традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры» (34 часа)
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию.
Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры» (34 часа)
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию.
Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской
культуре. Храмв жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота
(Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский
дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России» (34 часа)
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура
народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные
книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в
религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и
мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма.
Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных
религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики» (34 часа)
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники
как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре
Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль
гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник
российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время.
Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.
Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1)
понимать основы российской гражданской идентичности,
испытывать чувство гордости за свою Родину;
2)
формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
3)
понимать значение гуманистических и демократических
ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческойжизни;
4)
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
5)
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
6)
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к
атеизму;
7)
соотносить свои поступки с нравственными ценностями,
принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным
традициям народов России, терпимость к представителям разного
вероисповедания;
8)
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил;
проявлять
в
повседневной
жизни
доброту,
справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
9)
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно
нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
10)
понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1)
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
2)
формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
3)
совершенствовать умения в различных видах речевой
деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
4)
совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
5)
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
6)
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;
7)
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8)
совершенствовать
организационные
умения
в
области
коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её
достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
1)
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
2)
использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
3)
применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
4)
признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
5)
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Работа с информацией:
1)
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию,
подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к
гражданской этике;
2)
использовать разные средства для получения информации в
соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
3)
находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках,в том числе в Интернете
(в условиях контролируемого входа);
4)
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
1)
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого этикета;
2)
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно
задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное
отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
3)
создавать небольшие текстыописания, текстырассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей, представленных
в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
1)
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность
в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
2)
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского
общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в
поведении;
3)
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
4)
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
5)
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
Совместная деятельность:
1)
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по
деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе,
спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
2)
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;
3)
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
1)
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
2)
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
3)
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
4)
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
5)
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение
заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств,
христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
6)
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
7)
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице,
Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
8)
рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий
Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее
число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди),
монашестве и монастырях в православной традиции;
9)
рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и священнослужителями;
10)
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
11)
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных
семейных ценностей;
12)
распознавать христианскую символику, объяснять своими
словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
13)
рассказывать о художественной культуре в православной
традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении
с картинами;
14)
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими
словами объяснять роль православия в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
15)
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
16)
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
17)
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
18)
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
19)
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовнонравственной
культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
1)
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
2)
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
3)
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
4)
рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
5)
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие,
ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность,
верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
6)
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
7)
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её
основах;
8)
рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни
пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе
(намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
9)
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб),
нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
10)
рассказывать о праздниках в исламе (Уразабайрам,
Курбанбайрам, Маулид);
11)
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей
к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм
отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных
ценностей;
12)
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её
смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
13)
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
14)
излагать основные исторические сведения о возникновении
исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль
ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
15)
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исламского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению
и представлению её результатов;
16)
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
17)
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
18)
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
19)
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность
умений:
1)
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
2)
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
3)
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
4)
рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской
религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
5)
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь,
ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с
неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность);
основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности
и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков;
значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
6)
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
7)
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде
(буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и
нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью
человеческой жизни и бытия;
8)
рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле
принятия, восьмеричном пути и карме;
9)
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма,
нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
10)
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
11)
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских
семейных ценностей;
12)
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами
её смысл и значение в буддийской культуре;
13)
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
14)
излагать основные исторические сведения о возникновении
буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами
объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
15)
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
16)
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
17)
выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществек религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
18)
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
19)
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в буддийской духовнонравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
1)
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
2)
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
3)
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
4)
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
5)
раскрывать основное содержание нравственных категорий в
иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей,
борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде
всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило
нравственности» в иудейской религиозной традиции;
6)
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
7)
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных
принципах иудаизма;
8)
рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о
Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;
9)
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах,
нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
10)
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх,
включая РошаШана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
11)
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских
традиционных семейных ценностей;
12)
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
13)
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
14)
излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма
на территории России, своими словами объяснятьроль иудаизма в становлении
культуры народов России,российской культуры и государственности;
15)
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей
местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
16)
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступать согласно своей совести;
17)
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
18)
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
19)
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в иудейской духовнонравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы религиозных культур народов России» должны отражать
сформированность умений:
1)
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
2)
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
3)
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
4)
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в
традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
5)
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг,
свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в
религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме,
иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
6)
соотносить нравственные формы поведения с нравственными
нормами, заповедями в традиционных религиях народовРоссии;
7)
раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма; об основателях религий;
8)
рассказывать о священных писаниях традиционных религий
народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях
предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы,
раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера);
9)
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений
(храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения
в храмах, общения с верующими;
10)
рассказывать о религиозных календарях и праздниках
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма,
иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
11)
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной
семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание
отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
12)
распознавать религиозную символику традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по
одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной
культуре;
13)
рассказывать о художественной культуре традиционных религий
народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская
танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия,
ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и
поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
14)
излагать основные исторические сведения о роли традиционных
религий в становлении культуры народов России, российского общества,
российской государственности;
15)
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия традиционных религий
народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
16)
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
17)
выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществек религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
18)
называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
19)
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики»
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
1)
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
2)
выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
3)
выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной
культуры народов России, российского общества как источника и основы
духовного развития, нравственного совершенствования;
4)
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в
России;
5)
раскрывать основное содержание нравственных категорий
российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность,
сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение,
вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;
6)
высказывать суждения оценочного характера о значении
нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
7)
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки
поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
8)
раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах российской светской (гражданской)этики: любовь к Родине,
российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение
памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей
народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго
имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана
окружающей среды;
9)
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической
памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках,
их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее
двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём
регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека,
семьи;
10)
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в
семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья —
союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни,
рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и
забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по
возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
11)
распознавать российскую государственную символику, символику
своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской
государственности, законов в российском обществе, законных интересов и
прав людей, сограждан;
12)
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях
трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать
нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду,
трудящимся, результатам труда;
13)
рассказывать о российских культурных и природных памятниках,
о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
14)
раскрывать основное содержание российской светской
(гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
15)
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
16)
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению исторического и культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и
представлению её результатов;
17)
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с
опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и
внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
18)
выражать
своими
словами
понимание
свободы
мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществек религии,
свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
19)
называть традиционные религии в России, народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие,
ислам, буддизм, иудаизм;
20)
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Тематические блоки,
Тема урока
темы
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию.
Модуль «Основы
Культура и религия. Во что верят православные христиане.
православной
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
культуры»
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический
язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный
календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию.
Модуль «Основы
Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человекаи
исламской
учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят
культуры»
мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные
основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама.
Обязанности мусульман. Для чего построенаи как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в
России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России:
их происхождение и особенности проведения. Искусство
ислама.
Количество
часов
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
РЭШ https://resh.edu.ru
МЭШ https://school.mos.ru
ИНФОУРОК https://infourok.ru
УЧИ.РУ https://uchi.ru
34
РЭШ https://resh.edu.ru
МЭШ https://school.mos.ru
ИНФОУРОК https://infourok.ru
УЧИ.РУ https://uchi.ru
Модуль «Основы
буддийской
культуры»
Модуль «Основы
иудейской
культуры»
Модуль «Основы
религиозных
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную
традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские
святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её
ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине
мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм.
Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма.
Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа.
Пророки и праведники в иудейской культуре. Храмв жизни
иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в
повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и
особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная
культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их
34
РЭШ https://resh.edu.ru
МЭШ https://school.mos.ru
ИНФОУРОК https://infourok.ru
УЧИ.РУ https://uchi.ru
34
РЭШ https://resh.edu.ru
МЭШ https://school.mos.ru
ИНФОУРОК https://infourok.ru
УЧИ.РУ https://uchi.ru
34
РЭШ https://resh.edu.ru
МЭШ https://school.mos.ru
культур народов
России»
Модуль «Основы
светской этики»
основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма,
буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в
религиозных традициях народов России. Добро и зло.
Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре.
Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама,
иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в
религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношениек
ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культуре Отечества, в культурах разных
народов России. Государство и мораль гражданина, основной
закон (Конституция) в государстве как источник российской
светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным
в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы
морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных
отношений. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
ИНФОУРОК https://infourok.ru
УЧИ.РУ https://uchi.ru
34
РЭШ https://resh.edu.ru
МЭШ https://school.mos.ru
ИНФОУРОК https://infourok.ru
УЧИ.РУ https://uchi.ru