Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАОУ СОШ №2 Протокол № /' от «j f f » _____ 2020г. СОГЛАСОВАНО: С Советом родителей Протокол №■/от « j&y> Qj2020г. УТВЕРЖДАЮ: Директор.МАОУ СОШ №2 •£__Е.Л. Чумак Введено в действие приказом директора от « ^ > I / 2020г. №цА ПОЛОЖЕНИЕ о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе по ускоренному обучению в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №2 Кировград Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе по ускоренному обучению в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №2 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает правила обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению, в МАОУ СОШ № 2 (далее - Учреждение). 1.2. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. 1.3. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 1.4. Индивидуальный учебный план, в том числе по индивидуальному учебному плану, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1-го класса. 1.5. Реализация индивидуальных учебных планов на уровнях начального общего и основного общего образования может сопровождаться тьюторской поддержкой. 1.6. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Порядком, в том числе через информационные системы общего пользования, осуществляется при приеме детей в Учреждение. О правилах обучения по индивидуальному учебному плану, установленных настоящим Порядком, Учреждение информирует также обучающихся 9-11 классов. 1.7. Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального учебного плана приведена в приложении 1 к настоящему Положению. 1. Категории обучающихся, для которых может быть предоставлено обучение по индивидуальному учебному плану 2.1. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся: - среднего общего образования в рамках реализации профильного обучения в порядке, установленном в соответствующем локальном акте Учреждения; - с высокой степенью успешности в освоении программ (одаренным детям); - детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива в порядке, установленном в соответствующем локальном акте Учреждения; - не ликвидировавшим в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. 2.2. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно может реализовываться для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу общего образования за более короткий срок. 2.3. Переход на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно, осуществляется на добровольной основе на основании заявления родителя (законного представителя) обучающегося. Решение о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно оформляется приказом директора Учреждения. 2.4. Если обучающийся по индивидуальному учебному плану не может продолжить по нему обучение по различным причинам, то он имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения. 2. Характеристические особенности индивидуального учебного плана 3.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана Учреждения. 3.2. Индивидуальные учебные планы разрабатываются в соответствии со спецификой и возможностями Учреждения. 3.3. При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план Учреждения. 3.4. Индивидуальный учебный план составляется, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) об обучении по индивидуальному учебному плану. 3.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 3.6. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальны учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3.7. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с Учреждением, могут также участвовать организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения практических и лабораторных занятий и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. 3.8. Учреждение может обращаться в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для получения методической помощи в разработке индивидуальных учебных планов. 3.9. Индивидуальные учебные планы начального общего и основного общего образования разрабатываются Учреждением с участием обучающихся и их родителей (законных представителей). 3.10. Индивидуальные учебные планы на уровне среднего общего образования разрабатываются обучающимися совместно с педагогическими работниками Учреждения. 3.11. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается методической поддержкой заместителя директора по УВР, иного уполномоченного лица. 3.12. Реализация индивидуальных учебных планов среднего общего образования профильного обучения сопровождается тьюторской поддержкой. 3. Условия перевода обучающихся на индивидуальный учебный план 4.1. Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. 4.2. Для установления готовности учащегося к освоению образовательной программы по ускоренному обучению осуществляется на основании результатов педагогической диагностики, проводимой на основании письменного заявления родителей (законных представителей). 4.3. В случае установления готовности учащегося к обучению по ускоренной программе родители (законные представители) ознакамливаются с настоящим Положением, другими локальными актами. 4.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования. 4.5. Обучение по индивидуальному учебному плану на дому по медицинским показаниям осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 23.04.2015 N 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области». 4. Реализация основных образовательных программ по индивидуальному учебному плану 5.1. Индивидуальные учебные планы начального общего образования разрабатываются Учреждением с участием обучающихся и их родителей (законных представителей). Индивидуальные учебные планы среднего общего образования разрабатываются обучающимися совместно с тьютором предпрофильной подготовки и профильного обучения. 5.2. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия. 5.3. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. 5.4. В заявлении должен быть указан срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.) в пределах основной образовательной программы. 5.5. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая. 5.6. Индивидуальные учебные планы для учащихся с высокой степенью успешности в освоении программ (одаренные дети) и учащихся не ликвидировавших в установленный срок академическую задолженность с момента ее образования утверждаются решением педагогического совета Учреждения. 5.7. Учреждение осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно, осуществляются в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Учреждения, другими локальными актами, разработанными для реализации основных образовательных программ с полным сроком обучения. 5.8. Государственная итоговая аттестация при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренно, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. Реализация основных образовательных программ по индивидуальному учебному плану ускоренно 6.1. Желание обучаться по индивидуальному учебному плану ускоренно излагается после зачисления на освоение основной образовательной программы с полным сроком обучения путем подачи заявления на имя директора Учреждения. 6.2. Наименование дисциплин в индивидуальных учебных планах по ускоренным программам, их группировка по предметным областям, идентичны учебному плану Учреждения, рассчитанным на полный срок обучения в пределах основной образовательной программы. 6. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования 7.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает: • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. 7.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы учебного плана Учреждения (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует). 7.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности. 7.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. 7.5. По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. 7.6. Количество учебных занятий за четыре учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. 7.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года. 7.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии). 7. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования 8.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать: • увеличение учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части; • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; • организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. 8.2. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана основного общего образования, формируемом Учреждением. 8.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: - филология (русский язык, литература, иностранный язык, второй иностранный язык); - общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); - математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); - естественнонаучные предметы (физика, биология, химия); - искусство (изобразительное искусство, музыка, искусство); - технология (технология); - физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. 8.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. 8.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года. 8. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования 9.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание». 9.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору обучающегося. 9.3. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. 9.4. Для составления индивидуального учебного плана следует: а) включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента); б) включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле; в) в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента); г) в случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части; д) совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент Учреждения; е) включить в учебный план региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 часов за два учебных года); ж) составление учебного плана завершается формированием компонента Учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года). 9.5. Часы, отведенные на компонент Учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых Учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента. 9.6. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования - 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года. 9. Права и обязанности Учреждения и родителей (законных представителей), учащихся 10.1. Учреждение обязано: - проводить экспертизу учебных программ, осуществлять контроль за освоением образовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану; -организовывать обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом и расписанием занятий; -обеспечивать своевременный подбор учителей; -осуществлять контроль за своевременным проведением занятий, консультаций, посещением занятий учащимися, ведением журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в четверть; -предоставлять учащемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке; -обеспечивать получение учащимся методической и консультативной помощи, необходимой для освоения общеобразовательных программ; -предоставлять учащемуся возможность участвовать в олимпиадах, конкурсах и т.п.; -осуществлять промежуточную и итоговую аттестации учащегося. 10.2. Родители (законные представители) имеют право: - знакомиться с организацией обучения по индивидуальному учебному плану, локальными актами Учреждения; -способствовать освоению общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами. 10.3. Родители (законные представители) обязаны: - обеспечивать условия для занятий учащегося на дому в соответствии с расписанием и для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации; - создавать условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и осуществлять контроль за своевременностью ее ликвидации в установленные Учреждением сроки с момента ее образования. 10.4. Учащиеся обязаны: - добросовестно выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия; - осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. 10. Контроль реализации индивидуального учебного плана 11.1. Учреждение осуществляет контроль освоения общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану. 11.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о формах, периодичностям и порядке текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. 11.3. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в соответствии с нормативно правовыми документами федеральных органов государственной власти в сфере образования, регламентирующими порядок проведения государственной итоговой аттестации. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившими индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 11. Заключительное положение 12.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 12.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся. 12.3. Срок действия настоящего Положения не ограничен. 12.4. По мере необходимости изменения в настоящее Положение могут вноситься на основании оформленного протокольного решения педагогического совета и приказа директора Учреждения. Приложение 1 Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального учебного плана 1. В Учреждении на каждом уровне образования обучающиеся и родители (законные представители) информируются классным руководителем о возможности обучения по индивидуальному учебному плану в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Порядком. 2. Для перехода на обучение по индивидуальному учебному плану обучающийся и (или) его родителей (законных представителей) подают заявление об этом директору школы. 3. Директор школы организует обсуждение заявления на педагогическом совете. При принятии положительного решения осуществляется составление индивидуального учебного плана в соответствии с настоящим Порядком, в случае отрицательного решения, оно доводится директором до сведения обучающийся и (или) его родителей (законных представителей). 4. При составлении индивидуального учебного плана классный руководитель предлагает обучающемуся, его родителям (законным представителям) ознакомиться с: - федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня образования; со списком обязательных учебных предметов и курсов, предлагаемых Учреждением; - примерными учебными планами; - порядком работы по составлению учебного плана, коррекции его в дальнейшем и условиями его реализации. 5. На основании полученной информации обучающийся, его родители (законные представители) приступают к выбору предметов, учебных курсов для включения в индивидуальный учебный план. 6. Подготовленный предварительный индивидуальный учебный план классный руководитель еще раз обсуждает с обучающимся и с его родителями (законными представителями) для формирования окончательного варианта учебного плана. 7. На любом из этапов подготовки индивидуального учебного плана при необходимости с обучающимся и его родителями (законными представителями), с одной стороны, проводятся все необходимые консультации с соответствующими представителями педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, с другой стороны. 8. После согласования окончательный вариант учебного плана передается лицу, ответственному за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов. 9. Лицо ответственное за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов согласовывает индивидуальный учебный план со всеми заинтересованными (или задействованными) лицами и передает на утверждение директору Учреждения. 10. Конкретные сроки составления и утверждения индивидуального учебного плана устанавливаются приказом директора Учреждения.