Юные инспектора движения 5-9 кл

ПОЯСНИТЕ ЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Юный инспектор дорожного
движения» («ЮИДД») разработана в рамках Федерального закона от 10
декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с
изменениями и дополнениями), Федерального закона от 28 декабря 2010
№390-ФЗ "О безопасности" , Федерального закона от 29 декабря 2012
№273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями).
Данная программа направлена на формирование у детей и
подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности
и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни
окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа
позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на
дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а
также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты.
Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно
жизни детей и подростков. Поэтому школа должна первой развивать идею
движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого
является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении
дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для
формирования
безопасного
образовательного
пространства
при
взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы
рассчитана на один год. Отряд ЮИДД состоит из обучающихся 5-9
классов. Их активная деятельность, прежде всего, направлена на помощь
классным руководителям в обучении ПДД обучающихся начальной
школы, а также пропаганды правил дорожного движения в среднем и
старшем звене школы.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий в
школе.
Мобильный автогородок для детей — копиии светофоров и
дорожных знаков, предназначенный для практического обучения детей
правилам дорожного движения, предназначен для ознакомления детей с
правилами безопасного и культурного поведения на дорогах. Мобильный автогородок для проведения практических занятий по обучению
несовершеннолетних безопасному поведению на дорогах соответствует

ГОСТ Р 52168-2003, ГОСТ Р 52169-2003 и признан годным к эксплуатации
Миссией и основным направлением деятельности детского мобильного
автогородка является проведение занятий по привитию знаний ПДД,
навыков безопасного поведения на дорогах с учетом социальных условий
и современных требований с целью снижения детского дорожнотранспортного травматизма.
Внеурочная деятельность «Юный инспектор дорожного движения»
объединил в себе обучающихся 5,6,7,8,9-х классов, которые с
удовольствием вступают в отряды ЮИДД. Отряд не только сам изучает
правила дорожного движения, но и ведет активную разъяснительную
работу среди обучающихся начальных классов и воспитанников детских
садов. Силами юных инспекторов проводится работа по обновлению пресс
– центров и уголков по безопасности дорожного движения. Члены отряда
принимают активное участие в акциях, декадах, операциях по
профилактике ДДТТ: Всероссийская операция «Внимание – дети!», «Знай
правила дорожного движения - как таблицу умножения», проект
«Засветились!» с применением светоотражающих элементов, с участием
СМИ; акциях «Юный пешеход», «Ребенок – главный пассажир».
Работа проводится в соответствии с годовым, перспективным планом
и расписанием занятий, утвержденным руководителем ОУ.
В основу организованных мероприятий с детьми входят занятия,
направленные на формирование и закрепление знаний о правилах
безопасного и культурного поведения детей на дорогах:

Сюжетно-ролевые игры;

Наблюдения;

Целевые прогулки, экскурсии;

Беседы.
Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на
каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у
школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах, охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и
законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных
происшествий, используя различные формы деятельности.
Задачи программы:
2


Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения и осознанное к ним отношения; устойчивые навыки
соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи;

Развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;

Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного
поведения на дорогах и улицах;

Выработать у обучающихся культуру поведения в транспорте и
дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных
качеств:

самостоятельности в принятии правильных решений;

убежденности и активности в пропаганде добросовестного
выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента
сохранения своей жизни;

внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения.
Ожидаемый результат:

Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания
первой доврачебной помощи;

Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом,
повышение спортивного мастерства;
 Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
 Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного
движения;
 Формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и
навыков пропагандисткой работы;
 Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине
детей и подростков.

Нормативно – правовое обеспечение программы:
3

- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- ФЗ о Правилах дорожного движения.
- Комплексная программа обучения правилам дорожного движения ОУ.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- План воспитательной работы ОУ,
-План отряда ЮИДД
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет по безопасности дорожного движения школы и его оснащение;
- Мобильный автогородок.
- Учебно-тренировочный перекресток на территории школы
Информационное обеспечение:
- Обзор аналитической информации;
- Оформление информационных стендов;
- Банк данных (разработки уроков, беседы для школьников, лекции и
беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий);
- Контрольные срезы, тесты, зачеты.
Научно – методическое обеспечение:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
2.Учебный план и учебные программы школы.
3.Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
4.Учебники по ОБЖ, ПДД.
5.Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
В тематический план включен следующий материал:
1. Правила дорожного движения:

общие положения;

обязанности пешеходов, сигналы светофора;

правила для водителей;

дорожные знаки;

практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
4

общие принципы оказания доврачебной помощи;

техника наложения повязок;

первая помощь при общих ранениях;

первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

первая помощь при несчастных случаях;

первая помощь при ожогах и отморожениях;

транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение велотранспортных средств.


Формы подведения итогов реализации программы:

выставки

праздники

театрализованные представления

соревнования

конкурсы агитбригады
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
Практические, теоретические, методы анализа, работа с книгой, просмотр
видеофильмов, роликов.
Работа внеурочной деятельности основывается на различных видах
деятельности:

создание уголка безопасности дорожного движения;

изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

встречи с медицинским работником, с целью изучения основ
медицинских знаний и применения знаний на практике;

проведение практических занятий по вождению велосипеда;

участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности;

проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.

проведение практических занятий на протяжении всего учебного
года на базе автогородка.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и
повторение пройденного материала. По срокам реализации программа
годичная. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во
5

всех классах начального, среднего и старшего звена через агитацию,
пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов).
Обучающиеся должны знать:
 правила
дорожного движения, нормативные
ответственности за нарушение ПДД;
 серии дорожных знаков и их представителей;
 способы оказания первой медицинской помощи;
 техническое устройство велосипеда.

документы

об

Уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную
ситуацию;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 пользоваться общественным транспортом;
 управлять велосипедом.
Иметь навыки:
 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях.
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного
движения.

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Тема 1. Введение в образовательную программу кружка.
Теория.
Цели, задачи кружка «Юный инспектор дорожного движения»
Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда,
положение, обязанности). Оформление уголка «Юный инспектор
дорожного движения».
Практика.
Оформление уголка по безопасности дорожного движения,
Тема 2. Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Участие в Месячнике безопасности детей. Проведение во всех
классах бесед по правилам дорожного движения. Оформление уголка
безопасности
«Правила
дорожного
движения».
Подготовка
к
соревнованиям «Безопасное колесо». Встреча с инспектором ГИБДД.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения.
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная
полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории.
Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на
перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне
движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части
дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и
колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства
регулирования движения. Знаки дорожного движения. ПДД для
пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки
приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки.
Информационно-указательные
знаки.
Знаки
сервиса.
Знаки
дополнительной информации. Случаи, когда значения временных
дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков.
Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной
разметки противоречат значениям линий постоянной разметки.
7

Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых
сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры
для велосипедистов. Распределение приоритета между участниками
дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой
руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме
реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств,
подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные
маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым
сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или
оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками белолунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие
правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет
регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество
трамваев
на
регулируемых
перекрестках.
Нерегулируемые
перекрестки.
Нерегулируемые
перекрестки
неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных
транспортных
средств.
Проезд
мимо
транспортных
средств,
предназначенных для перевозки детей.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние
велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части
дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных
условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути. Причины ДТП. Меры
ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика.
Практические занятия на учебно-тренировочном перекрестке на
территории школы совместно с инспектором ГИБДД. Решение задач,
карточек по ПДД. Разработка викторины по ПДД. Разработать памятки для
учащихся начальной школы.
Провести занятия в начальной школе: «Азбука дорожной
безопасности», «ПДД – законы улиц и дорог», оказать помощь начальным
классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды,
оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской
помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги,
степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их
8

наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи
при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего,
иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный
приступ, первая помощь.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при
кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах,
обморожении,
переломах,
обмороке,
сердечном
приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Тема 5. Фигурное вождение велосипеда.
Теория.
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к
велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача
предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и
рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила
проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда
велосипедистами пешеходного перехода. Движение групп велосипедистов.
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета;
- рельсы;
- коридор из коротких досок.
Практика.
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное
вождение велосипеда. Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Тема 6.Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Выступление в классах по пропаганде ПДД. Участие в различных
конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет,
сочинений). Мероприятие «Знай правила дорожного движения – как
таблицу умножения». Зачет по ПДД.

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
Тема занятия
занятия
Тема 1: Введение в образовательную
программу кружка. (1 час)
1

Дата
По плану
По факту

Введение. Правила движения – закон
улиц и дорог.

Тема 2: Традиционно-массовые мероприятия.
(3 часа)
Подготовка к проведению праздника
2
«Посвящение в пешеходы».
Проведение праздника для
3
первоклассников.
Проведение бесед в рамках
4
«Месячника безопасности».
Тема 3: Изучение правил дорожного
движения (22 часа).
Дорога, её элементы и правила
5
поведения на дороге.
Назначение тротуаров, обочин,
6
проезжих частей.
7
Роль дорожных знаков.
8
История дорожных знаков, их группы.
9
Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета. Запрещающие
10
знаки.
Изготовление макетов дорожных
11
знаков.
12
Предписывающие знаки.
Информационные знаки. Знаки
13
сервиса.
14
Места установки дорожных знаков.
15
Светофор. Виды светофоров.
16
Дорожная разметка, ее виды.

10

17

Порядок перехода и проезда улиц и
дорог.

18
19

Перекрестки и их виды.
Сигналы регулировщика.

20

Изучение и тренировка сигналов
регулировщика.

21

Встреча с инспектором ГИБДД.

22
23
24
25
26

Правила движения пешеходов вдоль
дорог.
Меры ответственности за нарушение
ПДД.
Правила поведения в общественном
транспорте.
Практическое занятие: «Правила
перехода для каждого пешехода».
ДТП. Причины ДТП.

Тема 4: Основы оказания первой
медицинской доврачебной помощи (4 часа)
Основные требования при оказании
27
помощи при ДТП.
28
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Оказание первой помощи при ожогах
29
и переломах.

30

Потеря сознания. Реанимационные
мероприятия.

Тема 5: Фигурное вождение велосипеда.
(3 часа)
Практическое занятие:
31
«Правила движения велосипедистов».
Практическое занятие в учебно32
тренировочном перекрестке.
33
Практическое занятие: «Правила
11

проезда пешеходного перехода».
Тема 6: Традиционно-массовые мероприятия
(2 час)

34

Выступление агитбригады.

35

Зачет по ПДД.

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».