Основы функциональной грамотности 11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (далее – ФГ)
разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее —
ФГОС) основного общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования по внеурочной деятельности ФГ, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Программа нацелена на развитие:
-

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в

разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному
и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
-

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и

заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
-

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания

и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
(естественнонаучная грамотность);
-

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых

ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.
В Программе содержание внеурочной деятельности ФГ структурно представлено шестью
модулями, обеспечивающими непрерывность освоения на уровне основного общего образования и
преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Читательская грамотность»;
модуль № 2 «Математическая грамотность»;
модуль № 3 «Естественно-научная грамотность»;

модуль № 4 «Глобальные компетенции»;
модуль № 5 «Финансовая грамотность»;
модуль № 6 «Креативное мышление»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот
подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более
широком

смысле:

включать

компьютерную

грамотность,

политическую,

экономическую

грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего
образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста,
получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность
понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека
в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 5 видов грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную, креативное мышление и финансовую. Проблема развития
функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу
Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу,
«в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и
для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести
пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных
исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA,
показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются
надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их

благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса
заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения
и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Программа нацелена на развитие: любознательности (активного интереса к обучению,
заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов; воображения как способности к
продуцированию собственных идей; способности оценивать предложенные идеи и умения быстро
перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На занятия внеурочной деятельностью ФГ в 11 классе предусматривается по 1 часу в неделю,
всего на занятия внеурочной деятельности ФГ в 11 классе отводится 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль № 1 «Читательская грамотность»:
Герой рассказа «Второй». Почему героя взяли в музыкальную школу со второго раза? Почему герой
умеет слушать музыку? Почему Густав держится обособлено? Почему герой хотел уйти, увидев
Густава? Как герой понимает слово «аутист».
Способы общения животных. «Язык» мартышек-верветок. Способы общения мышей и крыс. Свист
дельфина. Эмоциональное состояние собаки. Новые устройства.
Князь Василий III. История и достопримечательности Тулы. Печатные пряники. Тульские самовары.
Атлантида – «континент-призрак». Легенды об Атлантиде.
Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный». Главный герой рассказа. Почему герой не хотел
сознательно обвинить Павлика? Ответ у доски. Был ли Павлик виноват?
Берестяная грамота. Главная ценность берестяных грамот для историков всего мира. Интервью с
учёными археологами. Карта «найденных берестяных грамот».
Модуль № 2 «Математическая грамотность»:
Чертёж скворечника. Вычисление возможности изготовления скворечника из имеющейся доски.
Вместимость круизного теплохода по реке Лене. Вычисление скорости теплохода. Разница
температур. Фотографии с развлечениями.
Ёмкость флеш-карты. Вычисление количества флешек. Выбор магазина. Объём фотографий. Объём
перевозок электробусами. Расчет расстояния поездки. Протяжённость московских маршрутов. Время
выхода рейсов.
Продажа электросамокатов. Налоговые льготы. Объём закупок. Стоимость проката.
Модуль № 3 «Естественно-научная грамотность»:
Состояние воды. Влага на стёклах. Время запотевания. Процессы получения чистой воды.
Климатические зоны обитания тигров. Различия между видами тигров. Отличия между хищниками
и травоядными. Метод радиослежения.
Условия прорастания семян. Особенность посева. Особенность прорастания семян.
Разведение комнатных культур. Генетические копии. Вегетативный способ.
Свойства снега. Опыт со снегом. Образование снега.
Модуль № 4 «Глобальные компетенции»:
Новогодний круговорот. Проблема высохших ёлок. Искусственные ёлки. Утилизация новогодних
ёлок. Пункты приёма ёлок.
Акция «Сохраним лес». Площади лесов в мире и России. Восстановление леса.
Вымирание животных на земле. Угрозы биоразнообразию. Влияние хозяйственной деятельности
человека на окружающую среду. Сохранение биоразнообразия планеты.
Деревня на большом острове. Видеоролик о деревне. Мнения жителей. Родной язык жителей деревни.
Как принято отмечать рождения в новой школе? Угощения для одноклассников. Дружба между
представителями разных народов. Традиции народов.
Выборы в школьный совет. Кандидатуры. Выбор представленной информации о кандидатах.

Интересы разных групп.
Модуль № 5 «Финансовая грамотность»:
Сообщения, угрожающие безопасности в социальных сетях. Поступки, приводящие к финансовым
потерям. Простые правила финансовой безопасности. Правильные действия.
От чего зависит цена билета на каток? Когда выгоднее сходить на каток? Сколько денег можно
выделить из семейного бюджета? Выбор между покупкой новых коньков и прокатом.
Выбор вида транспорта для поездки на отдых по городам. Краткосрочная аренда жилья. Посещение
и достопримечательностей и бюджет поездки. Какие выходные обойдутся дешевле. Тариф
мобильной связи. Пакет услуг. Финансово рациональный выбор.
Финансовые затраты на парк развлечений. Катание на аттракционах. Блюда на сэкономленные
деньги.
Модуль № 6 «Креативное мышление»:
Особенности или недостатки во «вредном совете». Вредный совет по поводу беспорядка в школьном
рюкзаке. Идеи шестиклассников. Доработка идеи.
Варианты детских площадок. Расположение модулей детских площадок. Проект детской площадки.
Незаконченные картинки. Идеи в картинке-друдле. Оригинальные названия рисунка. Своя идея.
Пользование колодцем без неудобств. Идеи площадки перед домом. Получение воды на даче.
Название кружка по музыке. Креативное название. Креативный эскиз эмблемы.
Решение проблемы загрязнения. Названия для плаката. Различные идеи. Составление комикса.
Варианты мероприятий. Доработка идеи.
Проблемы защиты природы. Креативный эскиз плаката. Доработка эскиза.
Россия – многонациональное государство.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении
обучения в основной школе.
В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или исследования,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории
и современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов,
педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, осознание
важности моральноэтических принципов в своей деятельности; готовность оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе изучения
функциональной грамотности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни как
главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям, выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего.

В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе изучения.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных за
кономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством научного и практического познания мира; овладение основными навыками функциональной грамотности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности (в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания образов,
способность формировать новые знания, формулировать собственные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.

Овладение универсальными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефицит
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и

обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации; эффективно систематизировать
информацию.
2.

Овладение универсальными коммуникативными действиями: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной

работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные действия
с другими членами команды; оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия.
3.

Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации при осуществлении работы (выявление

проблемы, требующей решения); составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля — осуществлять
самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы; вносить коррективы в работу с учетом
выявленных ошибок, возникших трудностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной
речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научнопопулярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; обсуждение и чёткая формулировка цели, плана

совместной групповой деятельности; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование
лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; создание
письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и
относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность
выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность.
Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме,
подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила
информационной безопасности.
Иностранный язык: овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий;
приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при
работе в Интернете; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Информатика: овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой
продукт — и их использование для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных; сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета на уровне среднего
общего образования.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии
в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного
пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами; умение
использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; расширенные представления о сферах
профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки,
позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности; сформированность
мотивации к продолжению изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими
людьми, важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,

регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и
явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики); умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных
элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; овладение приёмами
поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав
человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере.
Биология: владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных
данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности; умение интегрировать
биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии,
ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство: сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о
различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных
и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и
умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего контрольные практические
работы
работы
Модуль 1. Читательская грамотность
1.1.

В новой школе

1

0

1

Читают фрагмент рассказа «Второй». Оценивают
содержание прочитанного. Формулируют
собственную позицию. Применяют извлечённую из
текста информацию. Выполняют задание.

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/

1.2.

В переводе на человеческий

1

0

1

Читают небольшую подборку материалов о языке
животных. Оценивают содержание прочитанного.
Формулируют собственную позицию. Применяют
извлечённую из текста информацию. Выполняют
задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/

1.3.

Знакомьтесь Тула

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/

1.4.

Континент - призрак

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/

1.5.

На уроке немецкого

1

0

1

Читают подобранный материал по поездке в Тулу.
Оценивают
содержание
прочитанного.
Формулируют собственную позицию. Применяют
извлечённую из текста информацию. Выполняют
задание.
Читают фрагмент статьи о таинственной Атлантиде.
Оценивают
содержание
прочитанного.
Формулируют собственную позицию. Применяют
извлечённую из текста информацию. Выполняют
задание.
Читают отрывок рассказа «Мой первый друг, мой

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/

друг

бесценный».

Оценивают

содержание

прочитанного. Формулируют собственную позицию.

1.6.

Самое загадочное явление

Итого по модулю
Модуль 2. Математическая грамотность

1

6

0

1

Применяют извлечённую из текста информацию.
Выполняют задание.
Читают подборку материалов о берестяных грамотах.
Оценивают содержание прочитанного. Формулируют
собственную позицию. Применяют извлечённую из
текста информацию. Выполняют задание.

2.1.

Встреча весны

1

0

1

2.2.

Круиз по Лене

1

0

1

Изучают
чертёж
скворечника.
Применяют
математические знания для решения разного рода
проблем. Объясняют гражданскую позицию на
основе математических знаний. Выполняют задание.

Вычисляют

максимальную

вместимость

теплохода. Применяют математические знания для
решения разного рода проблем. Объясняют

2.3.

Флешки

1

0

1

2.4.

Электробус

1

0

1

2.5.

Электросамокаты

1

0

1

0

1

Итого по модулю

гражданскую позицию на основе математических
знаний.
Выполняют задание.
Анализируют информацию по флешкам. Применяют
математические знания для решения разного рода
проблем. Объясняют гражданскую позицию на
основе математических знаний. Выполняют задание.
Выбирают правильный вариант.
математические знания для решения
проблем. Объясняют гражданскую
основе математических знаний.
задание.
Выбирают
верный
вариант.
математические знания для решения
проблем. Объясняют гражданскую
основе математических знаний.
задание.

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/matematicheska yagramotnost/

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/matematicheska yagramotnost/

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/matematicheska yagramotnost/

Применяют
разного рода
позицию на
Выполняют

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/matematicheska yagramotnost/

Применяют
разного рода
позицию на
Выполняют

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/matematicheska yagramotnost/

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/estestvennonau chnayagramotnost/

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/estestvennonau chnayagramotnost/

5

Модуль 3. Естественно-научная грамотность
3.1.

Вода на стёклах

1

Анализируют информацию фрагмента текста,
выбирают правильный вариант. Объясняют и
описывают естественнонаучные явления на основе

3.2.

Понаблюдаем за тиграми

1

0

1

имеющихся
научных
знаний.
Объясняют
гражданскую позицию. Выполняют задание.
Выполняют практическую работу в мобильном
классе.
Анализируют информацию из таблицы. Объясняют и
описывают естественнонаучные явления на основе
имеющихся научных знаний. Объясняют
гражданскую позицию. Выполняют задание.
Выполняют практическую работу в мобильном
классе.

3.3.

Прорастёт ли семечко

1

0

1

Выбирают несколько верных вариантов. Объясняют и
описывают естественнонаучные явления на основе
имеющихся
научных
знаний.
Объясняют
гражданскую
позицию.
Выполняют
задание.

Проводят
исследование
с
Лаборатории интернета вещей.
3.4.

Сад на окошке

1

0

1

3.5.

Что такое снег

1

0

1

Формулируют

верный

ответ.

Объясняют

и

имеющихся
научных
знаний.
Объясняют
гражданскую позицию. Выполняют задание.
Выполняют практическую работу в мобильном
классе.
5

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/estestvennonau chnayagramotnost/

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/estestvennonau chnayagramotnost/

помощью

описывают естественнонаучные явления на основе

Итого по модулю

http://skiv.instrao.ru/ban
kzadaniy/estestvennonau chnayagramotnost/

помощью

Выбирают несколько верных вариантов. Объясняют и
описывают естественнонаучные явления на основе
имеющихся
научных
знаний.
Объясняют
гражданскую
позицию.
Выполняют
задание.

Проводят
исследование
с
Лаборатории интернета вещей.

Обсуждение.
Практикум.

Модуль 4. Глобальные компетенции
4.1.

В лесу родилась ёлочка

1

0

1

Аргументируют ответ, используют аргументы для
выбора правильных вариантов. Выполняют задание.

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/globalnye- kompetentsii/

4.2.

Где мне посадить дерево

1

0

1

Сопоставляют данные таблицы
вариантами. Выполняют задание.

верными

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/globalnye- kompetentsii/

4.3.

Зачем так много животных

1

0

1

Анализируют текст. Выбирают правильные ответы.
Выполняют задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/globalnye- kompetentsii/

4.4.

И как вы там живёте

1

0

1

Выбирают верные мнения. Отмечают правильные
ответы. Выполняют задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/globalnye- kompetentsii/

4.5.

Как отметить день рождения

1

0

1

Выбирают
оптимальные действия.
правильные ответы. Выполняют задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/globalnye- kompetentsii/

4.6.

Кого выбрать в школьный совет

1

0

1

Высказывают согласия и сомнения. Выбирают
правильные ответы. Выполняют задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/globalnye- kompetentsii/

Итого по модулю

с

Отмечают

6

Модуль 5. Финансовая грамотность
5.1.

Безопасность в социальных сетях

1

0

1

Выявляют угрозы безопасности. Применяют
финансовые знания для решения разного рода
проблем. Оценивают финансовые действия в
конкретных ситуациях. Выполняют задание.

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/finansovaya- gramotnost/

5.2.

Билеты на каток

1

0

1

Анализируют текст и таблицу. Применяют
финансовые знания для решения разного рода
проблем. Оценивают финансовые действия в
конкретных ситуациях. Выполняют задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/finansovaya- gramotnost/

5.3.

Интересные выходные

1

0

1

Сопоставляют полученные данные с верными

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/finansovaya- gramotnost/

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/finansovaya- gramotnost/

вариантами. Применяют финансовые знания для
решения разного рода проблем. Оценивают

5.4.

Мобильная связь

1

0

1

финансовые действия в конкретных ситуациях.
Выполняют задание.
Выбирают решение финансовой проблемы.
Применяют финансовые знания для решения разного
рода проблем. Оценивают финансовые действия в
конкретных ситуациях. Выполняют задание.

5.5.

Парк развлечений

Итого по модулю

1

0

1

Определяют развлечения с финансовыми затратами.
Применяют финансовые знания для решения разного
рода проблем. Оценивают финансовые действия в
конкретных ситуациях. Выполняют задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/finansovaya- gramotnost/

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/kreativnoe- myshlenie/

5

Модуль 6. Креативное мышление
6.1.

В шутку и всерьёз

1

0

1

Описывают особенности и недостатки при вредном
совете. Оценивают правильность выполнения
учебной задачи. Демонстрируют готовность к
саморазвитию и самообразованию. Выполняют
задание.

6.2.

Детская площадка

1

0

1

Выбирают расположение модулей детской площадки. Обсуждение.
Практикум.
Организуют сотрудничеств о и совместную

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/kreativnoe- myshlenie/

деятельность. Демонстрируют готовность к
саморазвитию и самообразованию. Выполняют
задание.
6.3.

Друдлы

1

0

1

Анализируют картинки. Формулируют свой ответ.
Работают индивидуально и в группах.
Демонстрируют готовность к саморазвитию и
самообразованию. Выполняют задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/kreativnoe- myshlenie/

6.4.

Колодец

1

0

1

Находят креативные решения. Выражают свои
чувства и мысли. Демонстрируют готовность к
саморазвитию и самообразованию. Выполняют
задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/kreativnoe- myshlenie/

6.5.

Кружок по музыке

1

0

1

Предлагают идеи. Работают индивидуально и в
группах. Организуют сотрудничеств о и совместную
деятельность.
Демонстрируют
готовность
к
саморазвитию и самообразованию. Выполняют
задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/kreativnoe- myshlenie/

6.6.

Марафон чистоты

1

0

1

Предлагают варианты решения проблемы
загрязнения. Демонстрируют готовность к
саморазвитию и самообразованию. Выполняют
задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/kreativnoe- myshlenie/

6.7.

Наша жизнь зависит от природы

1

0

1

Создают креативный эскиз плаката. Выражают свои
чувства и мысли. Демонстрируют готовность к
саморазвитию и самообразованию. Выполняют
задание.

Обсуждение.
Практикум.

http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniy/kreativnoe- myshlenie/

0

34

Итого по модулю

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
№
п/п

1.

В новой школе

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1
0
1
Беседа.
Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Практикум.

2.

В переводе на
человеческий

1

0

1

3.

Знакомьтесь Тула

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

4.

Континент - призрак

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

5.

На уроке немецкого

1

0

1

6.

Самое загадочное явление 1

0

1

Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Практикум.

7.

Встреча весны

1

0

1

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

8.

Круиз по Лене

1

0

1

9.

Флешки

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Практикум.

10.

Электробус

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

11.

Электросамокаты

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

12.

Вода на стёклах

1

0

1

13.

Понаблюдаем за тиграми 1

0

1

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Практикум.

14.

Прорастёт ли семечко

1

0

1

15.

Сад на окошке

1

0

1

16.

Что такое снег

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Практикум.

17.

В лесу родилась ёлочка

1

0

1

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

18.

Где мне посадить дерево

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

19.

Зачем так много
животных

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

20.

И как вы там живёте

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

21.

Как отметить день
рождения

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

22.

Кого выбрать в школьный 1
совет

0

1

Обсуждение.
Практикум.

23.

Безопасность
социальных сетях

в 1

0

1

24.

Билеты на каток

1

0

1

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.
Обсуждение.
Практикум.

25.

Интересные выходные

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

26.

Мобильная связь

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

27.

Парк развлечений

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

28.

В шутку и всерьёз

1

0

1

Беседа.
Обсуждение.
Практикум.

29.

Детская площадка

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

30.

Друдлы

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

31.

Колодец

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

32.

Кружок по музыке

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

33.

Марафон чистоты

1

0

1

Обсуждение.
Практикум.

Наша жизнь зависит от
природы

34.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
ПО ПРОГРАММЕ

0

1

0

34

Обсуждение.
Практикум.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.

Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная] ; под
ред. Г.С.

Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
2.
Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная] ; под
ред. Г.С.
Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
3.
Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер. 7-9 классы: учебное
пособие для общеобразоват. организаций / [Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С.] / Под ред.
Алексашиной И.Ю. – М.:
Просвещение, 2021
4.
Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г.
Яковлева] ; под ред. Г.С. Ковалёвой О.Б.
Логиновой. – 2-е изд. – М.; СПб.: Просвещение, 2021. – 126 с.: ил. – (Функциональная грамотность.
Учимся

для

жизни).

//

URL:

https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
5.

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: ООО Корпорация «Росучебник», 2019, 76 с.

Математика на каждый день. 6-8 классы : учебное пособие для общеобразоват.
организаций / Т.Ф.
Сергеева – М.: Просвещение, 2020
6.

7.

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2 частях: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, Рослова Л.О., Квитко Е.С. и
др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.

8.

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2 частях: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, Рослова Л.О., Квитко Е.С. и
др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.

9.

Российская школа: начало XXI века. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина.
Издательски дом Высшей школы экономики, Москва, 2019.

Функциональная грамотность. Креативное мышление: Разговор с экспертом. Группа
компаний
«Просвещение».
8
октября
2020
года
//
URL:
10.

https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7oSbRXL0uhou

WxKMsHS.pdf 11. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2-х частях:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А.,
Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.] ; под ред. Ю.Н. Гостевой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
12. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2-х частях: учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А.,
Чабан Т.Ю.] ; под ред. Ю.Н. Гостевой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические
работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
2.
3.
4.
5.
6.

Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
МЦКО https://mcko.ru/
Мобильный класc на базе 16 ноутбуков 15.6" FHD (1920x1080) IPS AG 300N, i5-1135G7 2.4,
4GB
DDR4 3200, 256GB SSD M.2, Intel Iris Xe, WiFi 6, BT, FPR, HD Cam, 3cell 45Wh, Win 10 /Шкаф
для хранения и зарядки

7. Лаборатория интернета вещей
8. Мультимедийный компьютер, интерактивная панель, многофункциональное устройство
(принтер, копир, сканер), документ камера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».