ВВЕДЕНИЕ Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» для 7 класса составлена на основе - Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577); Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 7 классов как индикатор качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. • • • • Задачи программы: развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных(новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных,оптимальных) решений, и /или нового знания, и/ или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т. п.) выражения воображения (креативное мышление); развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность); развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции). Программа рассчитана на 34 учебныхчаса,1час в неделю. Форма организации: кружок Воспитательные задачи: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социальнозначимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. 1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» Личностные результаты 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому инастоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основеличностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4 Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, егомнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни вгруппах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризацияправил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народовРоссии и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современномууровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественноэстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечныйрезультат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующихвозможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполненияучебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы длярешения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи инаходить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решенияпрактических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемыхрезультатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтрольсвоей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствияпланируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейсяситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализаизменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария длявыполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своихвнутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательнойдеятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способывыхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний длядостижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные универсальные учебные действия. 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных емуслов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи междуявлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явленийк общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать иприменять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной иисследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); - выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать выводсобственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данныелогические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схемуна основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделениемсущественных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих даннуюпредметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранееалгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурироватьтекст; - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - резюмировать главную идею текста; - преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); - критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: - определять свое отношение к природной среде; - анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; - проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; - прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действиедругого фактора; - распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защитеокружающей среды; - выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: - определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизациирезультатов поиска; - соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные универсальные учебные действия. 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали илипрепятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочностьсвоего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленнойперед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределятьроли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленныенепониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми(диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованиемнеобходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловыхблоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые длярешения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модельрешения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задачеинструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности. 2. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» за 7 класс Обучающийся научится: • Читательская грамотность: анализировать и интегрировать информацию, полученную из текста • Математическая грамотность: формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации • Естественно-научная грамотность: распознавать и исследовать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте • Финансовая грамотность: анализировать информацию в финансовом контексте • Креативное мышление: оценивать, анализировать, выдвигать креативные идеи • Глобальные компетенции: анализировать и критически оценивать информацию Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, используя навыки читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности, а также креативное мышление и глобальные компетенции; • находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте; • применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач; • формулировать проблему на основе анализа ситуации; • анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое; • оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания; • интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы; • оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модуль I. Основы читательской грамотности (5ч). Вводное занятие 1. Инструктаж по ТБ. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Математическая викторина. Занятие 2.Определение основной темы и идеи в тексте. Соревнование «Кто быстрее». Занятие3. Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.Игровой практикум. Занятие 4. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Игровой практикум. Занятие 5. Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Блицтурнир. Модуль II. Основы естественно-научной грамотности (5 ч). Занятие 6.Поведение собак. Урок- состязание. Занятие 7.Чем питаются растения? Как растения пьют воду? Эвристическая беседа. Занятие 8.Почему птицы разные? Игровой практикум. Занятие 9 Термос. Мячи. Спутники. Зеркальное отражение. Игра «Кто больше». Занятие 10.Мир аквариума. Антиграв и хватка осьминога. Эвристическая беседа. Модуль III. Основы математической грамотности (5ч). Занятие 11. Арифметические и алгебраические выражения свойства операций и принятых соглашений. Эвристическая беседа. Занятие 12.Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Блицтурнир по решению задач. Занятие 13.Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания Игра путешествие. Занятие 14.Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые линейные диаграммы, гистограммы. Творческое задание. Занятие 15.Решение геометрических задач исследовательского характера. Игровой практикум Модуль IV. Финансовая грамотность (5ч). Занятие 16.Что такое финансовая грамотность. Эвристическая беседа. Занятие 17.Доходы и расходы семьи. Игровой практикум. Занятие 18.Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Эвристическая беседа. Занятие 19.Семья и государство: как они взаимодействуют. Урок исследование. Занятие 20.Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Эвристическая беседа. Модуль V. Креативное мышление (7ч). Занятие 21.Понятие креативности. Виды креативности. Знакомство с креативными решениями различных проблем. Лекция. Занятие 22.Задания на креативное самовыражение: создаём рисунки. Творческое задание. Занятие 23.Задания на креативное самовыражение: создаём тексты. Творческое задание. Занятие 24-25.Задания на решение естественно-научных проблем.Творческое задание. Игровой практикум. Занятие 26-27.Задания на решение социальных проблем.Творческое задание. Игровой практикум. Модуль VI. Глобальные компетенции (7ч). Занятие 26.Смысл глобальных компетенций. Эвристическая беседа. Занятие 27.Смысл глобальных компетенций. Игровой практикум. Занятие 28.Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность. Творческое задание. Занятие 29.Выполнение познавательных заданий, развивающих глобальную компетентность. Творческое задание. Занятие 30.Выполнение познавательных заданий, развивающих глобальную компетентность. Игра «Кто быстрее» Занятие 33. Резерв Занятие 34. Резерв 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока № Содержание урока Формы работы урока Модуль I. Основы читательской грамотности (5ч) Инструктаж по ТБ. Типы текстов: Математическая текст-объяснение (объяснительное викторина. сочинение, резюме, толкование, определение). Определение основной темы и идеи Соревнование в тексте. «Кто быстрее». Колво часов 1 Типы текстов 2 Тема и идея 3 Поиск комментариев Поиск комментариев, Игровой подтверждающих основную мысль практикум. текста, предложенного для анализа. 1 4 Работа с текстом Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? 1 1 1 Игровой практикум. Работа с не сплошным текстом: Блицтурнир информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Модуль II. Основы естественно-научной грамотности (5 ч) Поведение собак. Поведение собак. Уроксостязание. 1 7 Чем питаются растения? Чем питаются растения? Как растения пьют воду? Эвристическая беседа. 1 8 Почему птицы разные? Почему птицы разные? Игровой практикум. 1 Термос. Мячи. Спутники. Зеркальное отражение. Термос. Мячи. Спутники. Зеркальное отражение. Игра «Кто больше». 1 Мир аквариума. Мир аквариума. Антиграв и хватка осьминога. Эвристическая беседа. 1 5 6 9 10 Работа с не сплошным текстом 1 Модуль III. Основы математической грамотности (5ч) 11 Арифметические и алгебраические выражения Арифметические и алгебраические выражения свойства операций и принятых соглашений. Эвристическая беседа. 12 Задачи практико- Задачи практико-ориентированного Блицтурнир по ориентированного содержания: на движение, на решению задач. содержания совместную работу. 1 1 Дата 13 14 Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания Игра путешествие. 1 Статистиче- Статистические явления, пред- Творческое за- 1 ские явления 15 ставленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые линейные диаграммы, гистограммы. Решение Решение геометрических задач геометрических исследовательского характера. задач исследовательского характера. дание. Игровой практикум 1 Модуль IV. Финансовая грамотность (5ч) Что такое финансовая грамотность. Что такое финансовая грамотность. Эвристическая беседа. 1 17 Доходы и расходы семьи. Доходы и расходы семьи. Игровой практикум. 1 18 Риски .Риски потери денег и имущества и Эвристическая как человек может от этого беседа. защититься. 1 19 Семья и государство Семья и государство: как они взаимодействуют. Урок исследование. 1 20 Финансовый бизнес Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. Эвристическая беседа. 1 16 Модуль V. Креативное мышление (7 ч) 21 Понятие креативности Понятие креативности. Виды креативности. Знакомство с креативными решениями различных проблем. Лекция. 1 22 Задания на креативное самовыражение Задания на креативное самовыражение: создаём рисунки. Творческое задание. 1 23 Задания на креативное самовыражение Задания на креативное самовыражение: создаём тексты. Творческое задание. 1 24 Задания на решение естественнонаучных проблем Задания на решение естественнонаучных проблем. Творческое задание. 1 25 Задания на решение естественнонаучных проблем Задания на решение естественнонаучных проблем. Игровой практикум. 1 26 Задания на решение социальных проблем. Задания на решение социальных проблем. Творческое задание. 1 27 Задания на решение социальных Задания на решение социальных проблем. Игровой практикум. 1 проблем. Модуль VI. Глобальные компетенции (7 ч) 28 Смысл глобальных компетенций. Смысл глобальных компетенций. Эвристическая беседа. 1 29 Смысл глобальных компетенций. Смысл глобальных компетенций. Игровой практикум. 1 30 Ситуации и познавательные задания Ситуации и познавательные задания, развивающие глобальную компетентность. Творческое задание. 1 31 Ситуации и познавательные задания Выполнение познавательных заданий, развивающих глобальную компетентность. Творческое задание. 1 32 Ситуации и познавательные задания Выполнение познавательных заданий, развивающих глобальную компетентность. Игра «Кто быстрее» 1 33-34 Резерв 2