ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 6 класса создана в основании: - Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года; - приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; - учебного плана МБОУ ПСОШ № 29; В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического. Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников. В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке». Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных компонента: − контекст, в котором представлена проблема; − содержание математического образования, которое используется в заданиях; − мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности Дети будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие. Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации. Этот курс будет состоять из трёх модулей, включающих разные виды заданий. В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2020. Математика. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. Задачи о дачном участке. Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 6 класса снимет беспокойство обучающихся при знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах. Новизна данного курса состоит в том, что задания программы «Учимся для жизни» предназначены для формирования и оценки всех аспектов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA. Содержат задания, охватывающие все содержательные и компетентностые аспекты оценки математической грамотности. Представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания. Оригинальность программы состоит в том, что решение практикоориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии. Цель и задачи программы Цель: Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 6 класса, при решении практикоориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Задачи: 1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; 2) формулировать эти проблемы на языке математики; 3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы; 4) анализировать использованные методы решения; 5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы. Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности. Объем учебной нагрузки составляет: - 34 часа по 1 часу в неделю для 6 классов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий: - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию; - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки; - личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей. - метапредметных: применяет математические знания для решения разного рода проблем (Уровень понимания и применения). Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов; - самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая). В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит небольшой текст, описывающий эту ситуацию, и нескольку вопросов. Чтобы успешно ответить на эти вопросы, надо, прежде всего, внимательно прочитать текст, рассмотреть таблицы, диаграммы, графики и фотоиллюстрации. Не следует пренебрегать информацией справочного характера – это могут быть пояснения к незнакомому термину из текста, новому понятию или формулы, которые ребята изучали, но могли забыть. Всё это пригодится, чтобы погрузиться в ситуацию. Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться задания: - с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных или с выбором нескольких ответов: - с кратким ответом, здесь требуется вписать лишь результат выполнения задания; - с развёрнутым ответом, здесь необходимо не просто дать ответ, но и записать решение, иногда объяснение своего ответа, используя при этом математические аргументы. Выполняя стартовые задания, детям нужно объяснить, что они должны стараться фиксировать время, которое потребуется на их выполнение (уложиться в 20 минут). «Обучающие задания» связаны с рассмотренными ранее ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, дети были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что они не освоили необходимое математическое действие, допустили вычислительную ошибку. В «Итоговых заданиях» ученики снова встретитесь с уже хорошо им знакомыми ситуациями и смогут проверить, насколько успешно они с ними справляются после выполнения обучающего блока. Результаты каждого раздела ребятам можно будет проверять самостоятельно (каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы. Это даст им возможность самим осознавать и контролировать прогресс в решении предложенных задач. Это важно, для само- и взаимоконтроля. В разделе «Составьте свою задачу» обучающиеся попробуют составить задания самостоятельно. Можно решить задачи самому, но будет интереснее, если они обменяются ими со своими одноклассниками. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно-тематическое планирование, 6 класс № Дата заняти яв году Тема занятия Виды деятельности Модуль 1 1. Вводная беседа. Стартовые задания. Поступление предпрофильный класс. Новая квартира. Работа в парах. в Самопроверка по критериям 2. Стартовые задания. Поступление предпрофильный класс. Новая квартира. в Работа в парах. Самопроверка по критериям 3. Обучающие задания к ситуации «Поступление Работа в парах. в предпрофильный класс». Знаете ли вы? Верно Самопроверка по критериям или неверно? 4. Обучающие задания к ситуации «Поступление Работа в парах. в предпрофильный класс». Пример и Самопроверка по критериям контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. 5 Обучающие задания к ситуации «Поступление Работа в парах. в предпрофильный класс». Разные решения. Самопроверка по критериям Найдите ошибку. 6 Обучающие задания к ситуации «Новая Работа в парах. квартира». Знаете ли вы? Верно или неверно? Самопроверка по критериям 7 Обучающие задания к ситуации квартира». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. «Новая Работа в парах. Самопроверка по критериям 8 Обучающие задания к ситуации «Новая Работа в парах. квартира». Разные решения. Найдите ошибку. Самопроверка по критериям 9 Итоговые задания. предпрофильный класс». 10 Итоговые задания. «Новая квартира». 11 Составьте своё задание к ситуации Индивидуальная работа «Поступление в предпрофильный класс». 12 Составьте своё задание к ситуации Обмен заданиями «Поступление в предпрофильный класс». сменного состава. в парах 13 Составьте своё задание к ситуации Обмен заданиями «Поступление в предпрофильный класс». сменного состава в парах 14 Составьте своё задание к ситуации «Новая Индивидуальная работа квартира». 15 Составьте своё задание к ситуации «Новая Обмен заданиями квартира». сменного состава в парах 16 Составьте своё задание к ситуации «Новая Обмен заданиями квартира». сменного состава в парах «Поступление в Работа в парах. Самопроверка по критериям. Работа в парах. Самопроверка по критериям Модуль 2 17 Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое Работа в парах. дорожное покрытие. Самопроверка по критериям 18 Обучающие задания к ситуации «Вязаные Работа в парах. вещи». Знаете ли вы? Верно или неверно? Самопроверка по критериям 19 Обучающие задания к ситуации «Вязаные Работа в парах. вещи». Пример и контрпример. Самопроверка по критериям Всегда – Никогда – Иногда. 20 Обучающие задания к ситуации «Вязаные Работа в парах. вещи». Разные решения. Найдите ошибку. Самопроверка по критериям 21 Обучающие задания к ситуации «Новое Работа в парах. дорожное покрытие». Знаете ли вы? Верно или Самопроверка по критериям неверно? стр. 54 - 57. 22 Обучающие задания к ситуации «Новое Работа в парах. дорожное покрытие». Пример и контрпример. Самопроверка по критериям Всегда – Никогда – Иногда. 23 Обучающие задания к ситуации «Новое Работа в парах. дорожное покрытие». Разные решения. Самопроверка по критериям Найдите ошибку. 24 Итоговые задания. «Вязаные вещи». 25 Итоговые покрытие». 26 Составьте своё задание к ситуации «Вязаные Индивидуальная работа вещи». 27 Составьте своё задание к ситуации «Вязаные Обмен заданиями вещи». сменного состава 28 Составьте своё задание к ситуации «Новое Индивидуальная работа дорожное покрытие». 29 Составьте своё задание к ситуации «Новое Обмен заданиями дорожное покрытие». сменного состава в парах 30 Составьте своё задание к ситуации «Новое Обмен заданиями дорожное покрытие». сменного состава в парах задания. «Новое Работа в парах. Самопроверка по критериям дорожное Работа в парах. Самопроверка по критериям в парах Модуль 3 31 Задача о дачном участке. Работа в группах Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В. 32 Задача о дачном участке. Работа в группах Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В. 33 Проведение рубежной аттестации. 34 Анализ ошибок, диагностической работе допущенных Диагностическая работа. в Индивидуальная работа Занятие 1 - 2. 1. Вводная беседа. Дорогие ребята! Мы продолжаем с вами изучать курс «Учимся для жизни». Перед вами книжка, которая называется «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность». Часть 2. Мы продолжим учиться находить верные решения в сложных ситуациях, в которых вы можете оказаться в реальной жизни; учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия. Если некоторые задания покажутся вам трудными – не отступайте, хорошенько подумайте. Используйте не только школьные знания, но и свой жизненный опыт, здравый смысл, а так же находчивость и воображение. 2. Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая квартира. стр. 6 – 9. 3. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 10 - 11. Занятие 3. 1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18. Занятие 4. 1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18. Занятие 5. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18 - 19. Занятие 6. Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 20 - 21. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24. Занятие 7. Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24. Занятие 8. Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 22 - 23. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24 - 25. Занятие 9. 1. Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30. Занятие 10. 1. Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30 - 31. Занятие 11 -13. 1. Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный класс». стр.32 – 34. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состава Занятие 14 -16. 1. Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состава Занятие 17. 1. Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 44 - 45. Занятие 18. 1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 46 - 48. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52. Занятие 19. 1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 48 - 49. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52. Занятие 20. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 53. Занятие 21. 1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 54 - 57. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 62. Занятие 22. 1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 63 - 64. Занятие 23. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 64. Занятие 24. 1. Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70. Занятие 25. 1. Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69. 2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70 - 71. Занятие 26 - 27. 1. Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состава Занятие 28 -30. 1. Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 – 77. Индивидуальная работа 2. Обмен заданиями в парах сменного состава Занятие 31 -32. Задачи о дачном участке. Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В. Работа в группах. Задача о дачном участке Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 - 5. Задание 1 Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Объекты бак кустарники жилой дом Цифры Решение: По ходу прочтения описания плана выясняется, что 1 - жилой дом; баня 4 - баня; 3 - теплица; 2 - цветник; 5 - бак с водой; 7 - плодово-ягодные кустарники; 8 - огород для овощей. Ответ: 5714 Задание 2 Плиты для садовых дорожек продаются в упаковке по 5 штук. сколько упаковок плит понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку вокруг дома? Решение: Количество черных квадратиков на плане, обозначающих плитку, равно 120. Т.к. в упаковке лежит 5 плит, то количество упаковок равно 120 : 5 = 24. Ответ: 24. Задание 3 Найдите площадь цветника с теплицей. Ответ дайте в квадратных метрах. Решение: Цветник с теплицей занимают 20 клеток. Площадь одной клетки равна 4 м² (т.к. сторона клетки 2 м). Значит, площадь цветника и теплицы равна 20 · 4 = 80 м². Ответ: 80. Задание 4 Найдите суммарную площадь плитки, которой выложены дорожки. Ответ дайте в квадратных метрах. Решение: Снова считаем (или вспоминаем), сколько черных клеточек в дорожках, уже без площадки вокруг дома. Таких плит 30. Площадь одной плитки 1 м², значит, всего дорожки занимают 30 м². Ответ: 30. Задание 5 Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления. Он рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице. Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости установки газового и электрического оборудования? Решение: Чтобы установить газовое отопление нужно потратить 21 000 + 15 269 = 36 269 рублей. Для установки электрического отопления надо потратить 15 000 + 11 000 = 26 000 рублей. Разница между стоимостью установки равна 36 269 - 26 000 = 10 269 рублей. Ориентируясь на средний расход, посчитаем, сколько стоит час обогрева газом и электричеством. Газ: 1,5 · 4,3 = 6,45 руб./ч Электричество: 4,8 · 4,4 = 21,12 руб./ч Посчитаем, за сколько рублей в час хозяин сэкономит, установив газовое оборудование: 21,12 - 6,45 = 14,67 руб./ч. Осталось посчитать через сколько часов ЭКОНОМИЯ компенсирует РАЗНОСТЬ, т.е. 10269 : 14,67 = 700 часов. Ответ: 700. Занятие 33. 1. Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа. Занятие 34. 1. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA. Методическое пособие. Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с. 2. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014- 89 с. 3. Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П., к.ф.-м.н., Краснянская К.А., к.п.н. Международная программа PISA 2000 «Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию», Москва 2003. 4. «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий». Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Часть 2. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2020 5. «ОГЭ 2020. Математика. 14 вариантов (50 вариантов). Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства обучения: - http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал - Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru - Презентации по темам курса