Основы функциональной грамотности 6 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 6 класса
создана в основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- учебного плана МБОУ ПСОШ № 29;
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные
исследования качества образования, в том числе математического.
Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских
школьников.
В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее
определение:
Математическая грамотность – это способность человека мыслить
математически, формулировать, применять и интерпретировать математику
для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает
в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания,
объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные
и размышляющие граждане в 21 веке».
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации,
представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными
учащемуся средствами математики.
Задания, для развития математической грамотности, включает три
структурных компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в
заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст,
в котором представлена проблема, с математическим содержанием,
необходимым для её решения.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к
участию в исследованиях, направленных на оценку математической
грамотности
Дети будут учиться использовать знания, полученные на уроках в
школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни. Это ситуации
взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами,
проверкой достоверности информации и многие другие.
Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет
внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из
них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать,
стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные
утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению
высказанное суждение, достоверность информации.
Этот курс будет состоять из трёх модулей, включающих разные виды
заданий.
В третьем модуле ученикам предлагаются задания из «ОГЭ 2020.
Математика. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от
разработчиков ОГЭ» под редакцией И.В. Ященко. Задачи о дачном участке.
Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 6
класса снимет беспокойство обучающихся при знакомстве с тестами ОГЭ в
9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как
продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к
обучению может способствовать разрушению психологических барьеров
учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах.
Новизна данного курса состоит в том, что задания программы
«Учимся для жизни» предназначены для формирования и оценки всех
аспектов
функциональной
грамотности,
которые
изучаются
в
международном сравнительном исследовании PISA.
Содержат
задания,
охватывающие
все
содержательные
и
компетентностые
аспекты
оценки
математической
грамотности.
Представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного
выполнения. Все задания построены на основе реальных жизненных
ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и
критерии оценивания.
Оригинальность программы состоит в том, что решение практикоориентированных задач будет способствовать развитию математической
грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.

Цель и задачи программы
Цель:
Основной целью программы является формирование математической
грамотности
обучающихся
6
класса,
при
решении
практикоориентированных задач, как индикатора качества и эффективности
образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие
интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей
и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности,
которые могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы.
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной
деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу математической грамотности.
Объем учебной нагрузки составляет:
- 34 часа по 1 часу в неделю для 6 классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для
формирования универсальных учебных действий:
- познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение
средствами математики; умение определять и находить требуемую
информацию;
- коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;

- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования,
контроля и оценки;
- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и
соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в
конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических
знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
- метапредметных: применяет математические знания для решения разного
рода проблем (Уровень понимания и применения).
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее
организации и видов деятельности
Формы проведения занятий: - практические занятия с элементами игр,
дидактических и раздаточных материалов; - самостоятельная работа
(индивидуальная, парная и групповая).
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из
которых содержит небольшой текст, описывающий эту ситуацию, и
нескольку вопросов. Чтобы успешно ответить на эти вопросы, надо, прежде
всего, внимательно прочитать текст, рассмотреть таблицы, диаграммы,
графики и фотоиллюстрации. Не следует пренебрегать информацией
справочного характера – это могут быть пояснения к незнакомому термину
из текста, новому понятию или формулы, которые ребята изучали, но могли
забыть. Всё это пригодится, чтобы погрузиться в ситуацию.
Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут
встретиться задания:
- с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных или с
выбором нескольких ответов:
- с кратким ответом, здесь требуется вписать лишь результат выполнения
задания;
- с развёрнутым ответом, здесь необходимо не просто дать ответ, но и
записать решение, иногда объяснение своего ответа, используя при этом
математические аргументы.
Выполняя стартовые задания, детям нужно объяснить, что они должны
стараться фиксировать время, которое потребуется на их выполнение
(уложиться в 20 минут).
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными ранее ситуациями и
разделены на рубрики: «Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные
задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут понять, какие ошибки
были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно,
дети были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную
информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина

ошибки в том, что они не освоили необходимое математическое действие,
допустили вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» ученики снова встретитесь с уже хорошо им
знакомыми ситуациями и смогут проверить, насколько успешно они с ними
справляются после выполнения обучающего блока.
Результаты каждого раздела ребятам можно будет проверять самостоятельно
(каждое задание по приведённым критериям) и выставлять себе
соответствующие баллы. Это даст им возможность самим осознавать и
контролировать прогресс в решении предложенных задач. Это важно, для
само- и взаимоконтроля.
В разделе «Составьте свою задачу» обучающиеся попробуют составить
задания самостоятельно. Можно решить задачи самому, но будет интереснее,
если они обменяются ими со своими одноклассниками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование, 6 класс
№
Дата
заняти
яв
году

Тема занятия

Виды деятельности

Модуль 1
1.

Вводная беседа.
Стартовые
задания.
Поступление
предпрофильный класс. Новая квартира.

Работа в парах.
в Самопроверка по критериям

2.

Стартовые
задания.
Поступление
предпрофильный класс. Новая квартира.

в Работа в парах.
Самопроверка по критериям

3.

Обучающие задания к ситуации «Поступление Работа в парах.
в предпрофильный класс». Знаете ли вы? Верно Самопроверка по критериям
или неверно?

4.

Обучающие задания к ситуации «Поступление Работа в парах.
в предпрофильный класс». Пример и Самопроверка по критериям
контрпример.
Всегда – Никогда – Иногда.

5

Обучающие задания к ситуации «Поступление Работа в парах.
в предпрофильный класс». Разные решения. Самопроверка по критериям
Найдите ошибку.

6

Обучающие задания к ситуации «Новая Работа в парах.
квартира». Знаете ли вы? Верно или неверно? Самопроверка по критериям

7

Обучающие задания к ситуации
квартира». Пример и контрпример.
Всегда – Никогда – Иногда.

«Новая Работа в парах.
Самопроверка по критериям

8

Обучающие задания к ситуации «Новая Работа в парах.
квартира». Разные решения. Найдите ошибку. Самопроверка по критериям

9

Итоговые
задания.
предпрофильный класс».

10

Итоговые задания. «Новая квартира».

11

Составьте
своё
задание
к
ситуации Индивидуальная работа
«Поступление в предпрофильный класс».

12

Составьте
своё
задание
к
ситуации Обмен заданиями
«Поступление в предпрофильный класс».
сменного состава.

в

парах

13

Составьте
своё
задание
к
ситуации Обмен заданиями
«Поступление в предпрофильный класс».
сменного состава

в

парах

14

Составьте своё задание к ситуации «Новая Индивидуальная работа
квартира».

15

Составьте своё задание к ситуации «Новая Обмен заданиями
квартира».
сменного состава

в

парах

16

Составьте своё задание к ситуации «Новая Обмен заданиями
квартира».
сменного состава

в

парах

«Поступление

в Работа в парах.
Самопроверка по критериям.
Работа в парах.
Самопроверка по критериям

Модуль 2
17

Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое Работа в парах.
дорожное покрытие.
Самопроверка по критериям

18

Обучающие задания к ситуации «Вязаные Работа в парах.
вещи». Знаете ли вы? Верно или неверно?
Самопроверка по критериям

19

Обучающие задания к ситуации «Вязаные Работа в парах.
вещи». Пример и контрпример.
Самопроверка по критериям
Всегда – Никогда – Иногда.

20

Обучающие задания к ситуации «Вязаные Работа в парах.
вещи». Разные решения. Найдите ошибку.
Самопроверка по критериям

21

Обучающие задания к ситуации «Новое Работа в парах.
дорожное покрытие». Знаете ли вы? Верно или Самопроверка по критериям
неверно? стр. 54 - 57.

22

Обучающие задания к ситуации «Новое Работа в парах.
дорожное покрытие». Пример и контрпример. Самопроверка по критериям
Всегда – Никогда – Иногда.

23

Обучающие задания к ситуации «Новое Работа в парах.
дорожное покрытие».
Разные решения. Самопроверка по критериям
Найдите ошибку.

24

Итоговые задания. «Вязаные вещи».

25

Итоговые
покрытие».

26

Составьте своё задание к ситуации «Вязаные Индивидуальная работа
вещи».

27

Составьте своё задание к ситуации «Вязаные Обмен заданиями
вещи».
сменного состава

28

Составьте своё задание к ситуации «Новое Индивидуальная работа
дорожное покрытие».

29

Составьте своё задание к ситуации «Новое Обмен заданиями
дорожное покрытие».
сменного состава

в

парах

30

Составьте своё задание к ситуации «Новое Обмен заданиями
дорожное покрытие».
сменного состава

в

парах

задания.

«Новое

Работа в парах.
Самопроверка по критериям
дорожное Работа в парах.
Самопроверка по критериям

в

парах

Модуль 3
31

Задача о дачном участке.
Работа в группах
Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко
И. В.

32

Задача о дачном участке.
Работа в группах
Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко
И. В.

33

Проведение рубежной аттестации.

34

Анализ
ошибок,
диагностической работе

допущенных

Диагностическая работа.
в Индивидуальная работа

Занятие 1 - 2.
1. Вводная беседа.
Дорогие ребята!
Мы продолжаем с вами изучать курс «Учимся для жизни».
Перед вами книжка, которая называется «Функциональная грамотность.
Учимся для жизни. Математическая грамотность». Часть 2.
Мы продолжим учиться находить верные решения в сложных ситуациях, в
которых вы можете оказаться в реальной жизни; учиться ориентироваться в
таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих

проблем и их последствия. Если некоторые задания покажутся вам трудными
– не отступайте, хорошенько подумайте. Используйте не только школьные
знания, но и свой жизненный опыт, здравый смысл, а так же находчивость и
воображение.
2. Стартовые задания. Поступление в предпрофильный класс. Новая
квартира. стр. 6 – 9.
3. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 10 - 11.
Занятие 3.
1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Знаете ли вы? Верно или неверно? стр. 12 - 13.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18.
Занятие 4.
1. Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Пример и контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 14 - 15.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18.
Занятие 5.
Обучающие задания к ситуации «Поступление в предпрофильный класс».
Разные решения. Найдите ошибку. стр. 16 - 17.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 18 - 19.
Занятие 6.
Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Знаете ли вы? Верно или
неверно? стр. 20 - 21.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24.
Занятие 7.
Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Пример и контрпример.
Всегда – Никогда – Иногда. стр. 21 - 22.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24.
Занятие 8.
Обучающие задания к ситуации «Новая квартира». Разные решения. Найдите
ошибку. стр. 22 - 23.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 24 - 25.
Занятие 9.
1. Итоговые задания. «Поступление в предпрофильный класс». стр.26 – 28.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30.

Занятие 10.
1. Итоговые задания. «Новая квартира». стр.28 – 29.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 30 - 31.
Занятие 11 -13.
1. Составьте своё задание к ситуации «Поступление в предпрофильный
класс». стр.32 – 34. Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 14 -16.
1. Составьте своё задание к ситуации «Новая квартира». стр.35 – 38.
Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 17.
1. Стартовые задания. Вязаные вещи. Новое дорожное покрытие. стр. 39 – 43.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 44 - 45.
Занятие 18.
1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Знаете ли вы? Верно или
неверно? стр. 46 - 48.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52.
Занятие 19.
1. Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Пример и контрпример.
Всегда – Никогда – Иногда. стр. 48 - 49.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 52.
Занятие 20.
Обучающие задания к ситуации «Вязаные вещи». Разные решения. Найдите
ошибку. стр. 50 - 51.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 53.
Занятие 21.
1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Знаете ли
вы? Верно или неверно? стр. 54 - 57.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 62.
Занятие 22.
1. Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Пример и
контрпример. Всегда – Никогда – Иногда. стр. 58 - 59.

2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 63 - 64.
Занятие 23.
Обучающие задания к ситуации «Новое дорожное покрытие». Разные
решения. Найдите ошибку. стр. 50 - 51.
Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 64.
Занятие 24.
1. Итоговые задания. «Вязаные вещи». стр. 65 – 66.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70.
Занятие 25.
1. Итоговые задания. «Новое дорожное покрытие». стр.66 – 69.
2. Работа в парах. Самопроверка по критериям стр. 70 - 71.
Занятие 26 - 27.
1. Составьте своё задание к ситуации «Вязаные вещи». стр.72 – 74.
Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 28 -30.
1. Составьте своё задание к ситуации «Новое дорожное покрытие». стр.75 –
77. Индивидуальная работа
2. Обмен заданиями в парах сменного состава
Занятие 31 -32.
Задачи о дачном участке. Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И.
В. Работа в группах.
Задача о дачном участке
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 - 5.

Задание 1
Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они
обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите
последовательность четырех цифр без пробелов, запятых и других
дополнительных символов.
Объекты

бак

кустарники

жилой дом

Цифры
Решение: По ходу прочтения описания плана выясняется, что
1 - жилой дом;

баня

4 - баня;
3 - теплица;
2 - цветник;
5 - бак с водой;
7 - плодово-ягодные кустарники;
8 - огород для овощей.
Ответ: 5714
Задание 2
Плиты для садовых дорожек продаются в упаковке по 5 штук. сколько
упаковок плит понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку
вокруг дома?
Решение:
Количество черных квадратиков на плане, обозначающих плитку, равно 120.
Т.к. в упаковке лежит 5 плит, то количество упаковок равно 120 : 5 = 24.
Ответ: 24.
Задание 3
Найдите площадь цветника с теплицей. Ответ дайте в квадратных метрах.
Решение:
Цветник с теплицей занимают 20 клеток. Площадь одной клетки равна 4 м²
(т.к. сторона клетки 2 м). Значит, площадь цветника и теплицы равна
20 · 4 = 80 м².
Ответ: 80.
Задание 4
Найдите суммарную площадь плитки, которой выложены дорожки. Ответ
дайте в квадратных метрах.
Решение:
Снова считаем (или вспоминаем), сколько черных клеточек в дорожках, уже
без площадки вокруг дома.
Таких плит 30. Площадь одной плитки 1 м², значит, всего дорожки занимают
30 м².
Ответ: 30.
Задание 5
Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления. Он
рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на
оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа,
электроэнергии и их стоимости даны в таблице.

Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование.
Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от
использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости
установки газового и электрического оборудования?
Решение:
Чтобы установить газовое отопление нужно потратить 21 000 + 15 269 = 36
269 рублей.
Для установки электрического отопления надо потратить 15 000 + 11 000 =
26 000 рублей.
Разница между стоимостью установки равна 36 269 - 26 000 = 10 269 рублей.
Ориентируясь на средний расход, посчитаем, сколько стоит час обогрева
газом и электричеством.
Газ: 1,5 · 4,3 = 6,45 руб./ч
Электричество: 4,8 · 4,4 = 21,12 руб./ч
Посчитаем, за сколько рублей в час хозяин сэкономит, установив газовое
оборудование: 21,12 - 6,45 = 14,67 руб./ч.
Осталось посчитать через сколько часов ЭКОНОМИЯ компенсирует
РАЗНОСТЬ, т.е. 10269 : 14,67 = 700 часов.
Ответ: 700.
Занятие 33.
1. Проведение рубежной аттестации. Диагностическая работа.
Занятие 34.
1. Анализ ошибок, допущенных в диагностической работе.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Бердибаева Г.Т. и другие. Международное исследование PISA.
Методическое пособие. Астана: НЦ ОСО, 2012, 115 с.

2. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности
на уроках естественно-математических дисциплин: методические
рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР
по СКО», 2014- 89 с.
3. Ковалева Г.С., к.п.н., Красновский Э.А., к.п.н., Краснокутская Л.П.,
к.ф.-м.н., Краснянская К.А., к.п.н. Международная программа PISA
2000 «Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию»,
Москва 2003.
4. «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Математическая
грамотность. Сборник эталонных заданий». Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. Часть 2. Под редакцией Г.С.
Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение»
2020
5. «ОГЭ 2020. Математика. 14 вариантов (50 вариантов). Типовые
варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» под
редакцией И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска,
проектор
Интернет-ресурсы и информационно - коммуникативные средства
обучения:
- http://www.school.edu..ru – российский общеобразовательный Портал
- Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
- Презентации по темам курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».