Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я и МИР» (для 2 классов образовательных организаций) Составитель: Тарасова А.С., учитель нач классов Г.Кировград 2023-2024 уч год Пояснительная записка Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социальноэкономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного ребёнка собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, ребёнок должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социальноличностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия обучающегося с другими детьми, учителями, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир». В основу программы «Я и мир» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения обучающегося; - принцип гуманистической ориентации ученика, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка; - принцип социальной адекватности, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач; - принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия. Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому модулю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи). Длительность занятий 35 минут для воспитанников 1 класса и 40 минут для воспитанников 2-4 классов. Данная программа состоит из модуля: I. Искусство общения (1-4 класс) - 48 часов Цель программы Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи 1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения. 2. Знакомить обучающихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности. 3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения. 4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании обществом. 5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки. 6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других. Формы и методы работы Формы работы: познавательная беседа; этическая беседа; профилактическая беседа; игры: ролевые, ситуационные; занятия с использованием художественных средств выразительности; упражнения; тренинги; экскурсии; тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях. Методы работы: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки. Предполагаемые результаты реализации программы: На I уровне обучающийся имеет представление: о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках; о конфликтах и способах их разрешения; об основных моделях коммуникативного поведения; о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; На II уровне: соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения; умеет анализировать поступки свои и других людей; способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником; владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях; адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д. На III уровне имеет опыт: использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.; адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.; адекватной самооценки, ответственности за свои поступки; взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ» 64 ЧАСА № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 класс 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Дом, в котором я живу Самое удивительное чудо на свете Моё любимое имя Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) Как хорошо быть вместе! Внимательный ли ты слушатель? Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят. Винтики – конфеточки - мальчики и девочки Ссоры и споры ИТОГО 2 класс 1.1 1.2 1.3 1.4 Вежливость - основа воспитанности Мои умные помощники Умеет ли разговаривать природа Всё начинается со слова «Здравствуйте» 2 1 1 1 2 2 1 2 2 2 16 ч. 2 1 2 2 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 Это слово говорят, если вас благодарят Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?) Когда без извинения не обойтись? Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) К нам гости пришли! ИТОГО 3 класс Азбука общения Волшебная палочка - это речь Гостям всегда рады Если с другом вышел в путь Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья Почему люди ссорятся? Культурный человек: кто он такой? Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке Как дарить подарки? 1 2 1 2 1 2 1 17 ч. ИТОГО 1 1 2 2 2 2 1 2 2 1 16 ч Культура общения Волшебные слова Да здравствует вежливость! Вежливый отказ Как вести себя в гостях Правила общения с окружающими Правила поведения на уроке и на перемене Беседа по телефону Язык, мимика и жесты ИТОГО 2 2 2 1 2 2 2 1 2 16 ч 4 класс 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ» Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций. Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Занятия с детьми призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятии дети не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в приемах различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости. Через ролевое разыгрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета. № Кол- Ауди Внеау Форма проведения п/ Содержание деятельности во торн дип часов ые торны е 1 класс 1 1 1 Разыгрывание ситуа Давайте познакомимся, друг другу 2 улыбнувшись! Ввести детей в мир «Знакомство» Роле общения, познакомить с правилами ситуации. Разыгрыва речевого этикета. Для чего мы ритуала вставания знакомимся? Правила знакомства. знакомстве. Вежливые слова при знакомстве. 2 1 1 Экскурсия по шк Дом, в котором я живу Что значить радовать родных и Разыгрывание ситуаций. И близких добрыми делами? «Покажи, не называя», « скорее соберёт?». Игра « К где живёт?». 3 1 1 Экскурсия в библиотеку. Самое удивительное чудо на свете Показать роль книги в жизни человека. 4. 1 Моё любимое имя Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. 1 Упражнения на уме строить диалог. Упражне на развитие навы координации совмест действий в группе. Логичес упражнения, сх описательных расска Разыгрывание ситуац Пиктограммы-схемы, эк настроения, «волшебн палочка. Использова предметных картинок. Разыгрывание роле ситуации. Художествен слово. Искусство спор диалога (мини-диал речевые формулы общения Вежливая азбука. (Зачем нужна 2 вежливость?) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. 2 Как хорошо быть вместе! Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. 1 Внимательный ли ты слушатель? 1 1 1 1 Этюды на выражение эмоц жестов. Ира «Б внимателен». Игра драматизация «Всё в поряд 1 Наш весёлый дружный класс - много 2 разных в нём ребят. Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. 1 1 Винтики – конфеточки - мальчики и 2 девочки Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. 10. Ссоры и споры 2 Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. 1 1 Упражнения на разви диалогической монологической речи. Д понятие, что слушат должен быть внимательн вежливым. И «Внимательный ли слушатель?». Зада «Расшифруй послови Игровая ситуа Зашифрованная послов схемы для обозначения час сказки, иллюстрации стихотворению «Овощи». Разыгрывание ситуаций, и «Слово творчест Дидактическая игра « разные», упражнение: «Что так». Упражнения на разви речевой пам Дидактические игры, эт игровая ситуация. 1 1 8 8 5. 6. 7. 8. 9. 16 ИТОГО Упражнения на разви невербальных сред общения, интонацион выразительность. Разыгрывание ситуаций. И головоломка. Этюд. Ши для пальчикового теа персонажи пальчиков театра. 1 2. 3. 4 5. 6. 7. 2 класс Вежливость - основа воспитанности 2 Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться? 1 Мои умные помощники Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Умеет ли разговаривать природа Правила поведения, общения природой. 1 1 1 2 1 1 Всё начинается со слова 2 «Здравствуйте» Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Это слово говорят, если вас 1 благодарят Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Как обратится с просьбой к вам? (к 2 тебе?) Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? 1 1 1 Когда без извинения не обойтись? Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. 1 с Упражнения в распознава эмоций – радости, гру страха. Словесные иг Упражнение в записи пись помощью пиктогра Разыгрывание рече ситуации, художествен слово. Упражнения на разви воображения, пантомимических навы Упражнение на произнесе фраз с определён интонацией и с разной си голоса. Разыгрыва ситуаций. Инсцениро стихотворения, и пантомима. Разыгрывание роле ситуации. Художествен слово. Словесные игры. Разыгрывание ситуации. 1 1 Познавательная беседа 1 роле Разыгрывание роле ситуации. Художествен слово. Словесная игра, обыгрыва ролевой ситуац Пиктограммы «Злость»,«Извинение», «Радость». Пиктограм «Злость», «Извинен «Радость». Слово - мостик понимания между 2 людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора) Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. 9. У меня зазвонил телефон (поговорим 1 по телефону) Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. 10. В магазин за покупками (диалог 2 продавца и покупателя) 1 1 К нам гости пришли! Знакомство с правилами гостевого этикета. 1 17 ИТОГО 3 класс 1 Азбука общения Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. 2 Волшебная палочка - это речь Наука «риторика», ее значение и история. Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу. 2 Гостям всегда рады Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? 11 8. 11 1 2 3. 1 Разыгрывание роле ситуации, словесная и «Испорченный телефон. 1 1 Разыгрывание роле ситуации, художествен слово. 1 Игра «Опиши предм Моделирование ситуа «Покупатель - продав Словесная игра «Назови од словом», художествен слово. Разыгрывание роле ситуации, художествен слово. 1Атрибуты для при гостей, шапочки инсценировки. 6 1 Упражнения «Телеф «Повтори», «Инопланетяни «Интервью», «Сидя, стоя» выбор), сказкапри «Голова и хвост змеи». 2 Упражнения 2 Чтение и ана художественных произведений. Импровиза «Игра в гостей». Ана ситуации « Ко мне приш 4. 5 6. 7. 8. Если с другом вышел в путь Что означает слово «дружба?» Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе Релаксационное упражнение Выработка правил крепкой дружбы. Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?» Почему люди ссорятся? Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Культурный человек: кто он такой? Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Кого бы вы назвали культурным человеком и почему? 2 1 гости». Правила приема гос в доме и правила поведе для гостей. Практикум «К гости пришли» Игра на внимание «Это я, я, это все мои друз «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсужде ситуаций. 2 2 Разыгрывание ситуаций 2 2 Чтение притчи «Тру угодить всем» или « Сюж Упражнение «Слова», «Леб рак и щука», «Поряд «Наоборот», «Тр «Отгадай» (на выбор ) При 1 1 Правила поведения в столовой 2 1 Чтение и анализ ситуац Игра « Кот и мыш Загадывание загадок предметах ухода и быта. По и рассматрива иллюстраций, репродук художественных произведений с изображен различных поведенчес ситуаций. Экскурсия в столовую. И «Мозговой штурм» (Выб 1 9. 10 1. 2. 3 4 Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? 2 Правила поведения в библиотеке Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. 1 Как дарить подарки? Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка. Поздравление и пожелание верный вариант отве Анализ поведения за сто героев сказки А. Ми «Вини-Пух и все-все». 1 1 Экскурсия в библиотеку. И « Доскажи словечко» «Угадай героев книг». Конк «Лучший читатель го Стихотворение « Как мы ж бы без книг?» . Упражнение « Подарок» (поздравление бабушке приездом мартышки попугая) 18 ИТОГО 4 класс 2 Культура общения Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…» Формулирование правил речевого поведения. 2 Волшебные слова Знакомство с волшебными словами. Чтение стихотворений. Игра «Подскажи волшебное словечко». 13 2 Да здравствует вежливость! Что значит вежливость? Игра « Волшебные слова».Отгадать рассказ – загадкуПовторим все волшебные слова в игре « Вставь слово». Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. 2 Вежливый отказ Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и 2 3 2 Разыгрывание ситуаций. И « Моя кошка делает так…». 2 Игра «Выполни просьбу, е услышишь волшебное сло Просмотр и обсужде ситуаций (презентация). чего зависит сила волшеб слов? . Игра на внимание ошибись!» Разыгрыва ситуаций. Анализ ситуаций 2 Разыгрывание ситуаций. 5. 6 7. 8. 9 анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. 2 Как вести себя в гостях Правила приема гостей. Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошоплохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Правила поведения в гостях. 2 Правила общения с окружающими Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно. От чего зависит наше настроение? Басня « Птичий двор» (инсценировка) -Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Правила поведения на уроке и на перемене Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене». Беседа по телефону Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону. Чтение и анализ стихотворений «Звенящий в доме телефон…» Н.Песков, «Говори короче» А. Шибаев. Язык, мимика и жесты Из истории древней Греции и баснописце Эзопе. Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей? ИТОГО Разыгрывание сценки прих гостей на день рождени подарками. Инсцениро отрывка из сказки С.Марш « Кошкин дом». 2 Игра «Узнай эмоцию фотографии» Игра «В кр симпатий». И «Ласковушки». «Вежли телефонный разгов Практическое задан «Положительные отрицательные качес личности человека».Составление «Дерево вежливости». Чтение 1 1 2 1 1 2 1 Инсценировка отры К.Чуковского «Телеф Инсценировка отры Н.Носова « Телефон» 1 1 Игра «Актер». Инсцениров анализ сказки Л.Му «Крошка Енот и тот, кто си в пруду» 17 14 2