Экономика первые шаги 2 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Экономика-первые шаги»
(для 2 классов образовательных организаций)
Составитель:
Короткова Т.А., учитель нач классов

Г.Кировград
2023-2024 уч год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
-ООП НОО ФГОС;
-ООП НОО ФГОС МАОУ СОШ г. Кировград
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих
влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным
ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что
такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать
осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег,
понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит,
как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в
это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они
сталкиваются в реальной жизни.
Цель программы: подготовить младших школьников к изучению экономического
компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История»,
«Экономика» в основной школе.
Задачи программы:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание
программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в
жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к
разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы
является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у
младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического
мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни,
создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,
на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике
учащихся младших классов является формирование начальных представлений об
окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика:
первые шаги» для учащихся 1–4 классов.
Планируемые результаты.
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных
линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для
изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика:
первые шаги», её изучение даёт возможность:
1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности
человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его
результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
3. Развивать основы потребительской культуры;
4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых
социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их
характеризующих;
6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования
нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Место факультатива в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной
деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 30 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 30
ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения.
Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и
практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными
заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве
окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей.
Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и
человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда,
познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением
к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки
результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
факультатива.
При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической
единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при
решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие
качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник
осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой
продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о
бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и
бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся
понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей
семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе
«Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
Содержание программы
2 класс.
Что нам нужно для жизни.
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности,
характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних
питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование,
проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и
профессии.
Универсальные учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека,
направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания
(потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность
желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и
изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать
подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания
близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью
товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и
др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец —
профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий
товары.
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами
(получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги —
действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу,
больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и
удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных
услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить
образование.
Универсальные учебные действия:
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению
услуги.
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»
2 класс
Что нам нужно для жизни – 30 занятий

Тематические блоки, темы

Количество Форма проведения Электронные
часов
занятия (для курсов (цифровые)
внеурочной
образователь
деятельности)
ные ресурсы
Что нам нужно для жизни
7
Потребности — это всё то, что требуется
1
Форма массовой
ИНФОУРОК
для жизни.
работы,
индивидуальная
работа.
Рисование на тему «Что я возьму с собой
1
Форма массовой
ИНФОУРОК
на необитаемый остров»
работы,
индивидуальная
работа.
Игра: «Собери портфель»
1
Форма массовой
ИНФОУРОК
работы,
индивидуальная
работа.
Естественные потребности, характерные
1
Форма массовой
ИНФОУРОК
для всего живого: в пище, воде, тепле,
работы,
безопасности (на примере домашних
индивидуальная
питомцев).
работа.
Культурные потребности, характерные
1
Форма массовой
ИНФОУРОК
только для человека: общение,
работы,
образование, проявление своих интересов.
индивидуальная
работа.
Потребности и желания людей разного
1
Форма массовой
ИНФОУРОК
возраста, имеющих разные условия жизни
работы,
и профессии.
индивидуальная
работа.
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно
1
Форма массовой
ИНФОУРОК
для жизни».
работы,
индивидуальная
работа.
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления
культурных потребностей, усилия
человека, направленные на их достижение.

7
1

Рисование на темы: «Мои желания», «Что
я изобрету для того, чтобы помочь
людям?».

1

Безграничность человеческих желаний и
невозможность исполнить все желания.

1

Желания (потребности) членов семьи,
которые удовлетворяются в первую

1

Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

очередь.
Ценность желаний, направленных на
других людей (из таких желаний
рождаются открытия и изобретения).

1

Как можно помочь своим близким в
исполнении их желаний (сделать подарок к
празднику своими руками, отказаться от
своего желания в пользу желания
близкого, если оно важнее).
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и
надо»

1

Как товары и услуги исполняют
желания
Многие желания и потребности человек
может исполнить (удовлетворить) с
помощью товаров. Товары — предметы,
вещи, продукты питания, которые мы
можем купить.
Экскурсия в магазин

16

Продовольственные (пища и питьё) и
промышленные (одежда, обувь, мебель,
игрушки и др.) товары.

1

Товары приобретают в магазинах, на
рынке, на ярмарке.

1

Игра «Магазин», «Супермаркет»,
«Ярмарка».

1

Продавец — профессия человека, который
продаёт товары.

1

Покупатель — человек, покупающий
товары.

1

Многие потребности человека
удовлетворяются не товарами, а услугами

1

индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.

ИНФОУРОК

1

Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.

ИНФОУРОК

1

Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,

ИНФОУРОК

1

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

(получение образования, сохранение
здоровья, быстрое перемещение и т. п.).
Услуги — действия, которые оказывают
человеку различные
люди и организации (учреждения).

1

Человек обращается за услугами в дом
быта, школу, больницу, поликлинику, на
почту и др.

1

Экскурсия на почту

1

Экскурсия в парикмахерскую

1

Экскурсия в амбулаторию

1

Школа (вуз, колледж) как учреждение,
которое предоставляет образовательные
услуги и удовлетворяет потребности
людей в образовании. Важность школы и
образовательных услуг в жизни человека.
Какие мечты и желания человека помогает
исполнить образование.

1

Итоговое занятие по теме: «Как товары и
услуги исполняют желания»

1

Итого

30

1

индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.

ИНФОУРОК

Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.
Форма массовой
работы,
индивидуальная
работа.

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК

ИНФОУРОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».