ФГ Читай, считай, думай! 2 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(для 2 классов образовательных организаций)
Составитель:
Короткова Т.А., учитель нач классов
Тарасова А.С., учитель нач классов
Шерстюкова А.В., учитель нач классов
Беренкова О.В., учитель нач классов
Рыкалина Т.С., учитель нач классов

Г.Кировград
2023-2024 уч год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации во 2 классе начальной школы и
рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения
занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных
особенностей второклассников для занятий используются сюжеты
художественных и научно-познавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги,
аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.
Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
–
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
–
способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;

 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тематические
п/п
блоки, темы
1.
Михаил
Пришвин.
Беличья память

Количество
часов
1

Форма проведения

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa

2.

Про беличьи
запасы

1

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

https://media.prosv.ru/fg/

3.

Беличьи
деньги

1

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

https://fg.resh.edu.ru/

4

Про белочку и
погоду

1

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге
Медвежье
потомство

1

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

https://media.prosv.ru/fg/

Повреждённые и
фальшивые
деньги
Лесные
сладкоежки

1

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

9

Лев Толстой.
Зайцы

1

10

Про зайчат и
зайчиху

1

11

Банковская карта

1

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

6
7

8

1

1

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa

https://fg.resh.edu.ru/

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa
https://media.prosv.ru/fg/
https://fg.resh.edu.ru/

12

Про Зайчишку и
овощи

1

13

Николай
Сладков. Весёлая
игра
Лисьи забавы

1

Безопасность
денег на
банковской карте
Лисьи норы

1

17

Обыкновенные
кроты

1

18

Про крота

1

19

Про кредиты

1

20

Корень – часть
растения

1

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

1

22

Про ежа

1

23

Про вклады

1

24

Занимательные
особенности
яблока
Полевой
хомяк

1

14
15

16

25

1

1

1

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

https://media.prosv.ru/fg/

Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Формы массовой работы, индивидуальная

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa

https://fg.resh.edu.ru/

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa
https://media.prosv.ru/fg/
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa
https://media.prosv.ru/fg/
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

26

Про полевого
хомяка

1

27

Ловушки для
денег

1

28

Про хомяка и его
запасы

1

29

Про бобров

1

30

Бобры-строители

1

31

Такие
разные деньги

1

32

Материал для
плотин

1

33

Позвоночные
животные

1

34

Встреча друзей

1

работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.
Формы массовой работы, индивидуальная
работа.

https://media.prosv.ru/fg/
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43bank-zadanij-pisa
https://media.prosv.ru/fg/
https://fg.resh.edu.ru/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».