1. Пояснительная записка Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше». Исходя из основной задачи образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейноэстетическому воспитанию школьников. Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе. Специфическая цель курса «Наш театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи: Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать: о рождении театра что такое театр и его разновидности связь театра с жизнью кто работает в театре отличие театра от других видов искусств Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться психологических зажимов и комплексов. Через упражнения из области актёрского мастерства научить: концентрировать внимание управлять фантазией от излишних обладать образным видением научить анализировать и владеть психофизическим состоянием В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие: о технике сцены об оформлении сцены о нормах поведения на сцене и в зрительном зале об этюде и его разновидностях о структуре этюда о сценарии и форме его написания о выразительных средствах и их разновидностях что такое событие и событийный ряд что такое второй план и внутренний монолог что такое сюжет и его структура что такое фрагмент Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать: логическое мышление способность выстраивания событийного ряда способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану способность выражения мысли через сопутствующее событие способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства образное видение 6. Через постановочную работу развить: чувство ответственности чувство коллективизма коммуникабельность адекватность мышления дисциплинированность организаторские способности умение преподнести и обосновать свою мысль художественный вкус трудолюбие активность Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Наш театр». Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: театральные игры и упражнения беседа иллюстрирование изучение основ сценического мастерства мастерская образа мастерская костюма, декораций инсценирование прочитанного произведения постановка спектакля посещение спектакля работа в малых группах актёрский тренинг экскурсия выступление Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы: 1. «Мы играем – мы мечтаем!» 2. Театр. 3. Основы актёрского мастерства. 4. Просмотр спектаклей в театрах города. 5. Наш театр. В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение». Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год в 1 классе, 34 часа в год во 2 – 4 классах. 2. 1. Описание ценностных ориентиров Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. 2. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. 3. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 4. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. 5. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. 6. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. 7. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. 8. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. 9. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. 10. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. 11. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. 12. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. 3. Содержание курса «Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. Планируемые результаты 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театралия». Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. 5. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования Существует несколько определений такого понятия как «мониторинг». В "Словаресправочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в системе образования – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: рост социальной активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности; уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру; удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы. Объекты мониторинга: 1. оценка востребованности форм и методов внеклассной работы; 2. сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; 3. анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; 4. анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках внутришкольного контроля; 5. вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ; 6. результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня. Образовательные результаты внеурочной деятельности: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему про социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формой подведения итогов изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра 6. Описание методического обеспечения Требования к оснащению учебного процесса на занятиях разрабатываются с учётом реальных условий работы начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников. Печатные пособия. Видео-, аудиоматериалы. Ноутбук. Цифровой проектор. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства». http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы. http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок. 7. Тематическое планирование № п/п Количество часов Тема 1 класс Роль театра в культуре: 9 1-2 Знакомство с учителем и одноклассниками Знакомство с новыми понятиями - театр, артист, декорации, роль. 2 3-4 Знакомство ребёнка в игровой форме с самим собой. Подвижные игры на внимание. 2 5-6 Знакомство ребёнка с окружающим миром в игровой форме. Игра»Снежный ком». 2 7-8 Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. 2 9 Разыгрывание этюдов ,подвижные игры. 1 Театрально- исполнительская деятельность: 10 10-11 Знакомство с терминами- мимика, пантомима,этюд ,ритм. 2 12-13 Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Этюды. 2 14-15 Выполнение Упражнений, направленных, в основе которых содержатся обстрактные образы( блики, огонь ,снег.) 2 16-17 Импровизация русской народной сказки »Колобок». 2 Этюды на заданную тему. 18-19 Импровизация русской народной сказки» Теремок». 2 Пантомимы на заданную тему. Занятие сценическим искусством 10 20-21 Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация 2 22-23 Упражнения, игры (волна). Этюды. 2 24-25 Упражнения и игры(ручеёк).Пантомима. 2 26-27 Упражнения и игры(живой алфавит).Импровизация сказки по выбору детей. 2 28-29 Знакомство с мини сказкой (музыкальная) :» Козлик» 2 Освоение терминов. 2 Дата 30-31 32-33 Знакомство с терминами :спектакль, партнёр, премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной теме. 2 Просмотр театрального спектакля. 2 Просмотр спектакля доставленного учащимися 3 класса «Новогодний хоровод» 2 Просмотр спектакля ,в постановке учениками 4класса»Ганс-Чурбан» Итого 33ч 2 класс 1-2 3-4 5-6 -7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27 Роль театра в культуре: Приобретение навыков, необходимых для сценического искусства (темп,ритм,рифма) Знакомство ребёнка с терминами(сцена, жестикуляция, мимика) Тема2: Театрально- исполнительская деятельность: Знакомство с терминами- мимика, пантомима, этюд,ритм. Выражение благодарности, сочувствия. Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Обращение за помощью.-, выражение чувств через мимику, жесты-. Упражнений, направленные на взаимодействия в группах. Игра «Маски» Обсуждение различных ситуаций., дискуссии .Разыгрывание мини-сценок. Импровизация русской народной сказки»Теремок ТемаЗ: Занятие сценическим искусством Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация Упражнения одиночные-на выполнение простого задания Этюды. Упражнения и игры одиночные на выполнение задания на основе предлагаемых обстоятельств. Пантомима.. Упражнения и игры по выбору детей, направленные на выполнение предлагаемых обстоятельств. Минисценки (повадки животных) Знакомство с понятием-сценическое общение. Работа в парах (сказкк на два героя) ». Исполнение этюдов по картинкам. Выполнение заданий на разыгрывание предлагаемых обстоятельств. Введение нового понятия»обращение к предмету « Выполнение этюдов по картинкам. Обобщение по теме ,игры по выбору детей. Тема4: Работа над серией мини-спектаклей. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 28-29 30-31 32 33-34 35 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10 - 11 1213 1415 1617 1819 2021 2223 2627 2829 3031 3234 Подборка спектаклей, выбор ролей. Распределение ролей , учитывая характер и темперамент учащихся. Читка по листу. Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся главный герой. Просмотр спектаклей доставленных учащимися Зкласса»Новогодний хоровод», учащимися 4 класса «Ганс - Чурбан» Подведение итогов за год. Игры по выбору детей. Итого 3 класс 2 2 1 2 1 35ч Тема 1: Роль театра в культуре. Знакомство с древнегреческим современным, 1 кукольным ,музыкальным театрами. 10 Тема 2;3анятия сценическим искусством. Приёмы релаксации .Пантомима .Этюды Приёмы концентрации внимания .Этюды, Приёмы концентрации дыхания. Инсценирование сказок (2героя) Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х героев. Повторение и закрепление изученного. Знакомство со сказкой «Новогодний хоровод» Тема 3 Театральноисполнительская деятельность. Работа над образами . Я -предмет. 2 2 2 Работа над образами. Я-стихия. 2 Работа над образами. Я—животное. 2 Работа над образами. Я—фантастическое животное. 2 Работа над обсуждение. подбором спектакля. Чтение 2 2 2 , 2 Распределение ролей в спектакле «Новогодний 2 хоровод» Разучивание ролей, репетиции, изготовление костюмов. Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор 2 декораций. Умение распределятся на сцене. Репетиция. 2 Репетиция. Подбор костюмов и декораций. Показ представления учащимся Подведение итога. 4 класс Тема 1: нач. 2 классов 3 8ч 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11 1213 14-15 1617 18 1920 21 2223 2425 26 - 27 2829 30 3134 Роль театра в культуре. Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт. Знакомство с театральными жанрами. Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему. Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей. Тема 2: Театрально- исполнительская деятельность. Пантомима-средство выражения создания Образа через действия героя. Упражнения для развития хорошей дикции. Диалог , монолог Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог Упражнение для развития темпа речи. Диалог, Монолог Обобщение пройденного. Диалог, монолог. ТемаЗ: Основы пантомимы. Знакомство с основами пантомимы. Куклы марионетки. Механические куклы, надувные игрушки как выразительное средство пантомимы. Поза актёра в пантомиме,как основное средство . Жест и движения как основные выразительные средства пантомимы. Маска в пантомимном действии. Выразительные средства в пантомимном действии : поза актёра, жесты, маска. Пантомима, этюд, инсценировка- виды сценической деятельности. Тема4: Работа и показ театрализованного представления. Репетиция и показ спектакля в«Ганс-Чурбан» пq мотивам сказок Г.Х. Андерсена. Итого 2 2 2 2 10ч 3 2 2 2 1 12ч 2 1 2 2 2 2 1 4ч 4, 34ч