1.
Пояснительная записка
Основной задачей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования является формирование способности к духовному
развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных
норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной
компетенции — «становиться лучше».
Исходя
из
основной
задачи
образовательного
процесса
огромную
важность
в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым
комплексом художественных средств. При помощи спектаклей разного жанра применяется и
художественное слово, и наглядный образ – актёр, кукла, петрушка, и живописное оформление,
и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование театра оказывает
большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейноэстетическому воспитанию школьников.
Введение курса « Театр» представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности школьников и обусловлен переходом на новый ФГОС, предназначен
для реализации в одном отдельно взятом классе.
Специфическая цель курса «Наш театр» – воспитание и развитие понимающего,
умного,
воспитанного
театрального
зрителя,
обладающего
художественным
вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу
анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
о рождении театра
что такое театр и его разновидности
связь театра с жизнью
кто работает в театре
отличие театра от других видов искусств
Через
игровые
и
тренинговые
упражнения
помочь
избавиться
психологических зажимов и комплексов.
Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
концентрировать внимание
управлять фантазией
от
излишних
обладать образным видением
научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
о технике сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
об этюде и его разновидностях
о структуре этюда
о сценарии и форме его написания
о выразительных средствах и их разновидностях
что такое событие и событийный ряд
что такое второй план и внутренний монолог
что такое сюжет и его структура
что такое фрагмент
Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
логическое мышление
способность выстраивания событийного ряда
способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по
фрагментарному плану
способность выражения мысли через сопутствующее событие
способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
образное видение
6. Через постановочную работу развить:
чувство ответственности
чувство коллективизма
коммуникабельность
адекватность мышления
дисциплинированность
организаторские способности
умение преподнести и обосновать свою мысль
художественный вкус
трудолюбие
активность
Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром,
желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется,
на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут
театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный
процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая
максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе,
выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога,
от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это
также цель курса «Наш театр».
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
театральные игры и упражнения
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная
заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения
задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую
активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях
деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с
процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля.
После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по
содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественновоспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников
художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников
способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной
программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено
инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение».
Изучение
данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами
актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли
режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в
форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке
прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли
режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа в год
в 1 классе, 34 часа в год во 2 – 4 классах.
2.
1.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в
природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического
сознания.
2.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к
природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
3.
Ценность
человека
как
разумного
существа,
стремящегося
к
добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
4.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
5.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
6.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
7.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
8.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
9.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
10.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
11.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
Отечеству.
12.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество
народов и уважение к многообразию их культур.
3.
Содержание курса
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из
основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт,
драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное
сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов.
Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог.
Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа
после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на
уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
Планируемые результаты
4.
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования
являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются
следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является
средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти
способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного
процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих
за
рамки
предмета
«Театралия».
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются
следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться
и
взаимодействовать
со
сверстниками
на
принципах
взаимоуважения
и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности
и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях
человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность.
5.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного
образования
Существует несколько определений такого понятия как «мониторинг». В "Словаресправочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим
слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в системе
образования – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его
соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг
воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного
процесса.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,
обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации
внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и
организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему
миру;
удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1.
оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;
2.
сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3.
анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам
года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4.
анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) в рамках
внутришкольного контроля;
5.
вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на
базе школы, так и вне ОУ;
6.
результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых
программах и проектах различного уровня.
Образовательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими
школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему про
социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их
ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой
общественной среде.
Формой подведения итогов
изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре,
овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт
выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать
свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке
прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли
режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских
собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок,
сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра
6.
Описание методического обеспечения
Требования к оснащению учебного процесса на занятиях разрабатываются с
учётом реальных условий работы начальной школы и современных представлений о культуре и
безопасности труда школьников.
Печатные пособия.
Видео-, аудиоматериалы.
Ноутбук.
Цифровой проектор.
http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Ганелин, Е.Р. Программа обучения
детей основам сценического искусства «Школьный театр».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Похмельных,A.A. Образовательная
программа «Основы театрального искусства».
http://www.kidkid.ru/mult1.html Советские мультфильмы, пазлы.
http://littlehuman.ru/393/ Сборник детских скороговорок.
7. Тематическое планирование
№ п/п
Количество
часов
Тема
1 класс
Роль театра в культуре:
9
1-2
Знакомство с учителем и одноклассниками
Знакомство с новыми понятиями - театр, артист,
декорации, роль.
2
3-4
Знакомство ребёнка в игровой форме с самим
собой. Подвижные игры на внимание.
2
5-6
Знакомство ребёнка с окружающим миром в
игровой форме. Игра»Снежный ком».
2
7-8
Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих
целенаправленного воздействия словом.
2
9
Разыгрывание этюдов ,подвижные игры.
1
Театрально- исполнительская деятельность:
10
10-11
Знакомство с терминами- мимика, пантомима,этюд
,ритм.
2
12-13
Выполнение упражнений, направленных на
развитие чувства ритма. Этюды.
2
14-15
Выполнение Упражнений, направленных, в основе
которых содержатся обстрактные образы( блики,
огонь ,снег.)
2
16-17
Импровизация русской народной сказки »Колобок». 2
Этюды на заданную тему.
18-19
Импровизация русской народной сказки» Теремок». 2
Пантомимы на заданную тему.
Занятие сценическим искусством
10
20-21
Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями:
рифма, ритм, интонация
2
22-23
Упражнения, игры (волна). Этюды.
2
24-25
Упражнения и игры(ручеёк).Пантомима.
2
26-27
Упражнения и игры(живой алфавит).Импровизация
сказки по выбору детей.
2
28-29
Знакомство с мини сказкой (музыкальная) :»
Козлик»
2
Освоение терминов.
2
Дата
30-31
32-33
Знакомство с терминами :спектакль, партнёр,
премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной
теме.
2
Просмотр театрального спектакля.
2
Просмотр спектакля доставленного учащимися 3
класса «Новогодний хоровод»
2
Просмотр спектакля ,в постановке учениками
4класса»Ганс-Чурбан»
Итого
33ч
2 класс
1-2
3-4
5-6
-7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27
Роль театра в культуре:
Приобретение
навыков,
необходимых
для
сценического искусства (темп,ритм,рифма)
Знакомство
ребёнка
с
терминами(сцена,
жестикуляция, мимика)
Тема2:
Театрально- исполнительская деятельность:
Знакомство с терминами- мимика, пантомима,
этюд,ритм. Выражение благодарности, сочувствия.
Выполнение
упражнений, направленных
на
развитие чувства ритма. Обращение за помощью.-,
выражение чувств через мимику, жесты-.
Упражнений, направленные на взаимодействия в
группах. Игра «Маски»
Обсуждение различных ситуаций., дискуссии
.Разыгрывание мини-сценок.
Импровизация русской народной сказки»Теремок
ТемаЗ:
Занятие сценическим искусством
Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями:
рифма, ритм, интонация
Упражнения одиночные-на выполнение простого
задания Этюды.
Упражнения и игры одиночные на выполнение
задания на основе предлагаемых обстоятельств.
Пантомима..
Упражнения и игры по выбору детей, направленные
на выполнение предлагаемых обстоятельств. Минисценки (повадки животных)
Знакомство с понятием-сценическое
общение. Работа в парах (сказкк на два героя)
». Исполнение этюдов по картинкам.
Выполнение
заданий
на
разыгрывание
предлагаемых обстоятельств. Введение нового
понятия»обращение к предмету « Выполнение
этюдов по картинкам.
Обобщение по теме ,игры по выбору детей.
Тема4:
Работа над серией мини-спектаклей.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
28-29
30-31
32
33-34
35
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10 - 11
1213
1415
1617
1819
2021
2223
2627
2829
3031
3234
Подборка спектаклей, выбор ролей.
Распределение ролей , учитывая характер и
темперамент учащихся. Читка по листу.
Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся
главный герой.
Просмотр спектаклей доставленных учащимися
Зкласса»Новогодний хоровод», учащимися 4 класса
«Ганс - Чурбан»
Подведение итогов за год. Игры по выбору детей.
Итого
3 класс
2
2
1
2
1
35ч
Тема 1: Роль театра в культуре.
Знакомство с древнегреческим современным, 1
кукольным ,музыкальным театрами.
10
Тема 2;3анятия сценическим искусством.
Приёмы релаксации .Пантомима .Этюды
Приёмы концентрации внимания .Этюды,
Приёмы концентрации дыхания. Инсценирование
сказок (2героя)
Приёмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х
героев.
Повторение и закрепление изученного. Знакомство
со сказкой «Новогодний хоровод»
Тема
3
Театральноисполнительская
деятельность.
Работа над образами . Я -предмет.
2
2
2
Работа над образами. Я-стихия.
2
Работа над образами. Я—животное.
2
Работа над образами. Я—фантастическое животное.
2
Работа над
обсуждение.
подбором
спектакля.
Чтение
2
2
2
, 2
Распределение ролей в спектакле «Новогодний 2
хоровод»
Разучивание ролей, репетиции, изготовление
костюмов.
Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор 2
декораций.
Умение распределятся на сцене. Репетиция.
2
Репетиция. Подбор костюмов и декораций.
Показ представления учащимся
Подведение итога.
4 класс
Тема 1:
нач.
2
классов 3
8ч
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11
1213
14-15
1617
18
1920
21
2223
2425
26 - 27
2829
30
3134
Роль театра в культуре.
Знакомство с создателями спектакля: писатель,
драматург, поэт.
Знакомство с театральными жанрами.
Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему.
Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору
детей.
Тема 2:
Театрально- исполнительская деятельность.
Пантомима-средство выражения создания
Образа через действия героя.
Упражнения для развития хорошей дикции.
Диалог
, монолог
Упражнения для развития интонации. Диалог,
монолог
Упражнение для развития темпа речи. Диалог,
Монолог
Обобщение пройденного. Диалог, монолог.
ТемаЗ:
Основы пантомимы.
Знакомство с основами пантомимы. Куклы
марионетки.
Механические куклы, надувные игрушки как
выразительное средство пантомимы.
Поза актёра в пантомиме,как основное средство .
Жест и движения как основные выразительные
средства пантомимы.
Маска в пантомимном действии.
Выразительные средства в пантомимном действии :
поза актёра, жесты, маска.
Пантомима, этюд, инсценировка- виды сценической
деятельности.
Тема4:
Работа и показ театрализованного
представления.
Репетиция и показ спектакля в«Ганс-Чурбан» пq
мотивам сказок Г.Х. Андерсена.
Итого
2
2
2
2
10ч
3
2
2
2
1
12ч
2
1
2
2
2
2
1
4ч
4,
34ч