Театр 2 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Театр»
(для 2 классов образовательных организаций)
Составитель:
Шерстюкова А.В., учитель нач классов

Г.Кировград
2023-2024 уч год

Пояснительная записка к программе
курса «Театр»
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее –ФЗ №
273), Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Приказ № 1008), Концепцией развития дополнительного образования детей от 4
сентября 2014 г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении
Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень
велико. Характерная особенность искусства - отражение действительности в
художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка,
воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни,
помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения
театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные
по художественной форме, формируют художественный вкус, способность
понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в
действительности, в природе, в быту.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью,
своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку
раздвинуть рамки в постижении мира, заразить его добром, желанием делиться
своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на
первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут
театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и
учебный процесс не превращаются во "вражеский треугольник", а
взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Игра, игровые упражнения, выступают как способ приспособления ребенка к
школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения
создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться
поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет
эстетическую направленность.
Новизна программы прослеживается в применении системнодеятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для
работы по годам в театральных мастерских:
На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре
технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но сами,
собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребенок во всех
мастерских выступает в роли то актера, то музыканта, то художника. Он на
практике узнает о том, что актер – это одновременно и творец, и материал, и
инструмент. На каждом занятии, в той или иной форме, будут присутствовать
2

компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех
театральных цехов произойдет в последнем полугодии курса, в работе над
постановкой сценической истории или спектакля.
Особенность программы заключена в том, что педагог отталкиваясь от
конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна
рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации.
Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг
рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать
свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Теоретико - методологические основы программы строятся на системнодеятельностном подходе.
Цель программы:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Авторы программы ставят своей целью реализацию следующих задач:

опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого
ребенка;

формировать навык коллективного творческого взаимодействия и
общения;

привить интерес через театр к мировой художественной культуре и
дать первичные сведения о ней;

заложить первоначальную основу творчески, с воображением и
фантазией, относиться к любой работе.

ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного,
воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую
художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным
мнением.
Следует заметить, что при организации работы с детьми, рекомендуется
использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и
нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий;
просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной
педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с
подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории,
пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток.

3

Содержание изучаемого курса
Раздел №1: «Создание спектакля» (5 часов).
Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с
мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального
искусства. Живопись и декорация: назначение, сходства и различие. Повторение
«эскиз», «афиша». Задание «Я художник». Нарисовать афишу с необходимой
информацией на ней.
Раздел №2: «Театральные профессии» (4 часа).
Режиссёр и художник. Режиссёр – главный организатор постановки
спектакля. Роль художника в создании художественного образа спектакля.
Художник-декоратор. Создание художником типической среды, в которой живут
и действуют типические герои. Воссоздание места действия, помощь в раскрытии
идейного смысла содержания с позиции современного человека.
Высокая культура и широкий кругозор художника театра (в сфере
драматургии, истории искусства и материальной культуры, музыки, философии).
Изучение художником всего, что характерно для времени, в которое происходит
действие при создании художественного образа спектакля (работа с литературой,
посещение музеев, использование ресурсов Интернета). Обобщение материала и
создание художественного образа спектакля.
Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где
водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т.Янссон «Опасное лето».
Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из
Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный
художник.
Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет
и предмет. Человек и время года. Задание: Дорисуй вторую половину картин.
Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств.
Значение света и цвета в жизни и театре.
Раздел №3: «Как самому сделать макет декорации » (2 часа).
Происхождение слова «сцена». Главная цель оборудования сцены –
создание актёру среды, которая поможет ему донести до зрителя содержание
пьесы.
Конструкция современной сцены. Элементы конструкции сцены
(авансцена, пространство игровой сцены, портальная арка, карманы, пол сцены –
трюм, поворотные круги и т.д.).
Художник-декоратор связывает механические возможности сцены с
образом спектакля. Наброски и зарисовки оригинальной конструкции
4

оформления спектакля. Варианты конструкций оформления спектакля в
школьных условиях (модульный куб, складные ширмы и т.д.).
Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я художник – декоратор.
Нарисовать эскиз декорации и изготовить макет декорации. Макет сцены – модель
будущих декораций. Условность языка сцены.
Сценическая история с
нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Д.Р.Толкиена «Туда
и обратно». Задание: составление композиции.
Раздел №4: «Пластилиновый мир» (2 час).
Тело – материал для актера. Этюды «Скульптор», «Сад». Художникскульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина
выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую
сказку».
Раздел №5: «Истории про театр» (7 часов).
Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр
«Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание.
Театр под крышей. Вид театра в конце 19 века. Первые декорации.
Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссера и актера». Игра «Что?
Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой любимый актер». Современные театры.
Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия
«сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа»,
«балкон». Сравнить древнегреческий и современный театры. Нарисовать схему
устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр».
Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол.
История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей
жизни. Виды кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы.
Раздел №6: «Музыкальный театр» (3 часа).
Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами
музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки
– звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления
оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские
воспоминания С.Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль
музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала.
Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла.
Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных
мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль
музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня».
Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.
Раздел №7: «Цирк – зрелищный вид искусства» (2 часа).
5

Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк.
История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое
представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания
в поддержку цирка» по стихотворению Д.Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые
профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания
цирка и театра.
Раздел №8: «Театральное мастерство. Этюд» (3 часа).
Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство
материала и инструмента. Этюд на одушевления неодушевленных предметов: «Из
жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка».
Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального
билета».
Раздел №9: «Музыкальное сопровождение » (1 час).
Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров.
Детские воспоминания Н.Сац о посещении музыкального театра. Чтение
стихотворения Ю.Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах.
Шумовая и звуковая машинка.
Раздел №10: «Звук и шумы» (1 час).
Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем».
Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота»,
«Моря», «Перемены». Чтение стихотворение А.Кушнера в предлагаемых
обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.
Раздел №11: «Зритель в театре» (1 час).
Зритель - обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре.
Этюд «Как надо вести себя в театре».
Раздел №12: «Урок-концерт» (3 часа).
Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных
игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и
макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ.

6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
п/п
1.

Содержание
«Создание спектакля»

Всего
часов
5

2.
3.

«Театральные профессии»
«Как самому сделать макет декорации»

4
2

4.
5.

«Пластилиновый мир»
«Истории про театр»

2
7

6.

«Музыкальный театр»

3

7.

«Цирк – зрелищный вид искусства»

2

8.

«Театральное мастерство. Этюд»

3

9.

«Музыкальное сопровождение»

1

10.

«Звук и шумы»

1

11.

«Зритель в театре»

1

12.

«Урок – концерт»

3

Итого

34

7

Тематический план занятий (34 часа)
№
Кол-во
п/
Содержание деятельности
часов
п
Раздел №1: «Создание спектакля» (5 часов)
1
1
Чтение
сказки
А.Толстого
«Приключения Буратино» по ролям.

Аудиторные

1

2

Драматург в театре. Пьеса
«Приключение Буратино».

1

1

3

Работа театральных мастерских
по подготовке спектакля

1

1

4

Репетиция
спектакля
«Приключения Буратино»

1

5

Афиша к
спектакля.

1

спектаклю.

Показ

1

Форма проведения

ЭОР

Разыгрывание
«Знакомство»
ситуации.

ситуации
Ролевые https://nsportal.ru/shkola/sotsialna
yapedagogika/library/2016/07/06/sts
enariy-dramatizatsii-po-skazke-atolstogo
Разыгрывание
ситуации https://ped«Знакомство»
Ролевые kopilka.ru/blogs/lyudmilaситуации.
mihailovna-sotnikova/scenariipesy-skazki-priklyuchenieburatino-dlja-postanovki-vdou.html?ysclid=lmbp8jzpa87301
525
Знакомство с постановками
https://infourok.ru/obobschenieopita-po-rabote-kruzhkateatralnaya-masterskaya369430.html?ysclid=lmbp9c924j4
20991535
Разыгрывание
ситуации https://www.maam.ru/detskijsad/s
«Знакомство»
Ролевые cenarii-muzykalnogo-spektakljaситуации.
po-skazke-a-n-tolstogopriklyuchenija-buratino.html
Разработка Афиши. Показ https://multiurok.ru/index.php/file
спектакля
s/afisha-plakat-kspektakliu.html?ysclid=lmbpb92j
yf976116817

Раздел № 2: Мастерская художника. «Театральные профессии» (4 часа)
1
1
Знакомсто с профессипей https://infourok.ru/prezentaciyaБутафория
–
бутафор.
Бутафор.
Создание na-temu-teatralnie-professiiИзготовление и назначение в
бутофории.
butaforспектакле.
9

Реквизит – реквизитор.

1

1

Знакомство с
спектаклей.

реквизитами

Художник-декоратор.

1

1

Процесс работы художникадекоратора.
Зарисовать
эскизы и создать макеты
декораций

4000583.html?ysclid=lmbpcpm8e
g767890790
https://nsportal.ru/npospo/ekonomika-iupravlenie/library/2020/01/27/pre
zentatsiya-rekvizity
https://nsportal.ru/ap/library/drug
oe/2019/09/06/rol-hudozhnikadekoratora-v-sozdanii-spektaklya0

1
1
Я - художник
Раздел № 3: «Как самому сделать макет декорации» (2 часа)
1
1
Словесная
Изготовление макета декорации.

игра, https://modelmat.ru/?utm_source=
ролевой yandex&utm_medium=cpc&utm_
campaign=67100706&utm_conte
nt=gid|5184713996|ad_id|140368
26256|phrase_id|45556861810&ut
m_term=%D0%B8%D0%B7%20
%D1%87%D0%B5%D0%B3%D
0%BE%20%D1%81%D0%B4%
D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1
%82%D1%8C%20%D0%BC%D
0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%
82&get=type=search&added=no
&block=premium&pos=1&device
=desktop&yclid=1693460429964
3650047
Экскурсия в ДК, ЦДТ
https://modelmat.ru/?utm_source=
yandex&utm_medium=cpc&utm_
campaign=67100706&utm_conte
nt=gid|5184713996|ad_id|140368
26256|phrase_id|45556861810&ut
m_term=%D0%B8%D0%B7%20
%D1%87%D0%B5%D0%B3%D
0%BE%20%D1%81%D0%B4%
D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1
обыгрывание
ситуации.

Эскиз декорации к сказке Дж.Р.Р.
Толкина «Туда и обратно».

1

1

10

%82%D1%8C%20%D0%BC%D
0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%
82&get=type=search&added=no
&block=premium&pos=1&device
=desktop&yclid=1693460429964
3650047

Раздел № 4: «Пластилиновый мир» (2 часа)
1
Скульптор.
Изготовление
пластилиновых кукол.
1
Разыгрывание
историй
с
пластилиновыми куклами.
Раздел № 5: «Истории про театр» (7 часов)
1
Происхождение театра.

1

Создание
мира

1

Разыгрывание
«Знакомство»
ситуации.

1

Знакомство
с
просмотр фильма.

История про театр «Глобус».

1

1

История про театр под крышей.

1

1

История про современный театр.

1

1

История
про
зрительного зала

1

1

устройство

пластилинового https://tverskaya15.ru/plastilin?ys
clid=lmbpigl5hz606851001
ситуации https://tverskaya15.ru/plastilin?ys
Ролевые clid=lmbpigl5hz606851001

театром, https://klass-center.ru/uchebnyjprocess/istoriya-proteatr/?ysclid=lmbpjfykmg897771
344
Словесная игра,
https://klass-center.ru/uchebnyjобыгрывание ролевой
process/istoriya-proситуации.
teatr/?ysclid=lmbpjfykmg897771
344
Словесная игра,
https://klass-center.ru/uchebnyjобыгрывание ролевой
process/istoriya-proситуации.
teatr/?ysclid=lmbpjfykmg897771
344
Словесная игра,
https://klass-center.ru/uchebnyjобыгрывание ролевой
process/istoriya-proситуации.
teatr/?ysclid=lmbpjfykmg897771
344
Словесная игра,
https://spbcult.ru/articles/iskusstv
обыгрывание ролевой
o/kak-ustroen-zritelnyy-zal-vситуации.
teatre/?ysclid=lmbpl6724h433266
614

11

История про театральный билет.

1

1

История про кукольный театр.

1

1

Музыка в театре
Раздел № 6: «Музыкальный театр» (3 часа)
1
Опера.

1

Балет.

1

1

Оперетта и мюзикл.

1

1

Словесная
обыгрывание
ситуации.
Словесная
обыгрывание
ситуации.

игра, http://ramtograf.ru/z-kassy-12ролевой 15.html
игра, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0
ролевой %A2%D0%B5%D0%B0%D1%8
2%D1%80_%D0%BA%D1%83
%D0%BA%D0%BE%D0%BB

Упражнения на развитие
диалогической
и
монологической речи. Дать
понятие, что слушатель
должен быть внимательным,
вежливым.
Игра
«Внимательный
ли
ты
слушатель?».
Упражнения на развитие
диалогической
и
монологической речи. Дать
понятие, что слушатель
должен быть внимательным,
вежливым.
Игра
«Внимательный
ли
ты
слушатель?».
Упражнения на развитие
диалогической
и
монологической речи. Дать
понятие, что слушатель
должен быть внимательным,
вежливым.
Игра
«Внимательный
ли
ты
слушатель?».

https://smotrim.ru/article/3542402
?ysclid=lmbpnjv2qj828570097

https://translated.turbopages.org/p
roxy_u/en-ru.ru.0b4d9e4b64fcae44-16b9e0ee74722d776562/https/en.wikipedia
.org/wiki/History_of_ballet

https://www.orenmuzcom.ru/news
-show/146?ysclid=lmbpoybwqz2543643
23

Раздел № 7: «Цирк - зрелищный вид искусства» (2 часа)
12

Истории про цирк. Музыка в
цирке.

1

1

Разыгрывание
стихотворения
Д.Хармса «Цирк Принтипрам»

1

1

Раздел № 8: «Театральное мастерство. Этюд». (3 часа)
1
1
Этюд.
Одушевление
неодушевленных предметов.

Этюд «Знакомство» и «Ссора».

1

1

Этюды «В театре», «Покупка
театрального билета».

1

1

Раздел № 9: «Музыкальное сопровождение» (1 час)
1
1
Роль музыки в театре.

Упражнения на развитие
диалогической
и
монологической речи. Дать
понятие, что слушатель
должен быть внимательным,
вежливым.
Игра
«Внимательный
ли
ты
слушатель?».
Разыгрывание
ситуации
«Знакомство»
Ролевые
ситуации.

https://1438.slovaronline.com/823
%D1%86%D0%B8%D1%80%D
0%BA?ysclid=lmbpr1gbo085909
467

Этюды
на
эмоций, жестов.
внимателен».
драматизация
порядке».

выражение
Ира «Будь
Игра
–
«Всё
в

Этюды
на
эмоций, жестов.
внимателен».
драматизация
порядке».
Этюды
на
эмоций, жестов.
внимателен».
драматизация
порядке».

выражение
Ира «Будь
Игра
–
«Всё
в

https://infourok.ru/zanyatie-narazvitie-aktyorskogo-masterstvaoduhotvorenie-odushevlennih-ineodushevlennih-predmetov345147.html?ysclid=lmbptkv9up2
10837128
https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2021/10/24/kartotekateatralizovannyh-igr-i-etyudovdlya-detey-6-7-let-s-tnr

выражение
Ира «Будь
Игра
–
«Всё
в

https://www.youtube.com/watch?
v=yjcU4HaIZ20

https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/programma_vneuroch
noj_deyatelnosti_literaturnaya_go
_172018.html?ysclid=lmbpvyss1v
907739902

Музыкальный
образ
в https://nsportal.ru/kultura/teatraln
театральном представлении
oeiskusstvo/library/2023/06/14/muz
ykalnyy-obraz-v-teatralnompredstavlenii

Раздел № 10: «Звук и шумы» (1 час)
13

1

1

Словесная
обыгрывание
ситуации.

Раздел № 11: «Зритель в театре» (1 час)
1
Этика поведения в театре. Этюд
«В театре»

1

Словесная
обыгрывание
ситуации.

Репетиция урока-концерта
Урок-концерт
Всего часов:

2
1
34

Создание
действия.

атмосферы

места

2
1
34

игра, https://multiurok.ru/files/prezentat
ролевой siia-teatr-i-egovidy.html?ysclid=lmbq0jh12y184
496825

игра, https://infourok.ru/konspektролевой zanyatiya-kultura-povedeniya-vteatre4074575.html?ysclid=lmbq1fym8
z861880362
Разыгрывание ситуаций.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».