Основы функциональной грамотности 4 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов
и рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать
роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в

него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» предназначена для реализации в четвёртом классе
начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественно-научной грамотности, во втором
полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности.
Если
учитель
считает
необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части,
составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат,
болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы.
Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части
растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки
посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина,
состав потребительской корзины, прожиточный минимум,
минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи
на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение
размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение
и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа
обеспечивает
достижение
четвероклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.

2

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие
в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о
семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления
в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;

3

– контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных
текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.

4

Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока
«Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель
учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность
обеспечивают
положительные
результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий
из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется,
справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий
может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

1

Старинная
женская одежда

2

Старинные
женские
головные уборы

3

Старинная
мужская одежда
и головные
уборы

4

Жилище
крестьянской
семьи на Руси

5-6

Внутреннее
убранство и
предметы
обихода русской
избы

7

История посуды
на Руси

Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
научно– определять тему;
познавательного
– определять главную мысль;
текста.
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из текста;
научно– объяснять значения слов;
познавательного
– определять по описанию названия головных
текста.
уборов;
– приводить примеры современных головных
уборов.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
научно– отвечать на вопросы по тексту;
познавательного
– вписывать пропущенные слова в текст;
текста.
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название
предмета.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
научно– рассуждать и записывать своё мнение о различии
познавательного
между предметами;
текста.
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
научно– письменно отвечать на вопросы;
познавательного
– называть предметы печной утвари;
текста.
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о
предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
научно– соотносить рисунок и его название;
познавательного
– работать с толковым словарём;
текста.
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;

6

8

Какие деньги
были раньше в
России

9

Томат

10

Болгарский
перец

11

Картофель

12

Баклажан.
Семейство
Паслёновые

13

Лук

– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с
помощью Википедии;
научно– называть опорные фразы, с помощью которых
познавательного
можно дать ответ на вопрос;
текста.
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их
возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Называть части растения;
Томат.
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
Болгарский
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
перец.
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
– Называть части растения;
Картофель.
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от
плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
Баклажан.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом
растений.
Лук.

– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.

7

14

Капуста

15

Горох

16

Грибы

17

Творческая
работа

18 -19

Потребительска
я корзина

20

Прожиточный
минимум

21

Инфляция

22 - 23

Распродажи,
скидки, бонусы

Капуста.

– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
Горох.
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким
растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха,
сравнивать результаты двух опытов.
– Называть части гриба;
Грибы.
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
– Выбрать тему для творческой работы;
По выбору.
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
– Объяснять на доступном для четвероклассника
Состав
уровне, что такое «потребительская корзина»;
потребительской
– понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзины.
корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
Назначение
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «минимальный
прожиточного
размер оплаты труда»;
минимума.
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.
Инфляция.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать
Акции,
термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
распродажа,
программа», «программа лояльности», «бонусы»,
скидки, бонусы,
«кешбэк»;
кешбэк.
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов
магазинов и привлечения покупателя;

8

24

Благотворитель
ность

25

Страхование

26

В бассейне

27-28

Делаем ремонт

29

Праздничный
торт

– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
Благотворительно – Понимать значение и правильно использовать
термины «благотворительность»,
сть.
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут
нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней
нуждается.
Виды
– Понимать значение и правильно использовать
термины «страхование», «страховка», «полис»;
страхования.
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание
– Анализировать расписание занятий с целью
занятий, выгодная определения свой занятости;
– решать задачи на определение стоимости покупки;
покупка.
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта,
– Понимать, что такое «смета»;
расчёт стоимости – решать задачи на расчёт количества необходимого
материала для ремонта кухни;
строительных
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого
материалов.
материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них
известные размеры.
Рецепт торта,
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
задачи на тройку
– определять, какие продукты выгоднее купить для
величин «цена,
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
количество,
приготовление торта;
стоимость».
– сравнивать цену различных товаров, выполняя

30

Обустраиваем
участок

Расходы на
обустройство
участка, площадь
и периметр

31-32

Поход в кино

Расходы на поход
в кино.

33

Отправляемся в
путешествие

Расходы на
путешествие.

необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек
на нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;

9

34

Составляем
словарик по
финансовой
грамотности

– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
– Понимать значение и правильно использовать
Понятия по
финансовые термины;
финансовой
– иллюстрировать изученные понятия;
грамотности,
– составлять математические задачи с изученными
изученные в 1-4
финансовыми терминами;
классах.
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».