- адаптировать молодого педагогического работника в трудовом коллективе, обеспечить освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в школе; - формировать нравственные принципы, чувство долга и ответственности, уважение к профессии и добросовестное отношение к трудовой деятельности; - обеспечить повышение профессионального мастерства и квалификации молодых педагогических работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества. 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА 3.1. Наставничество устанавливается для принятого на работу молодого педагогического работника. 3.2. Кандидатура наставника рекомендуется на методическом совете и утверждается приказом директора школы. 3.3. Методический совет школы рассматривает и утверждает индивидуальную программу наставничества. 3.4. Наставник назначается сроком на 1 год. 3.5. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по учебнометодической работе и руководитель методического объединения, в котором работает молодой педагогический работник. 3.6. Могут применяться следующие формы наставничества: - индивидуальное наставничество – наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой педагогический работник; - групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых педагогических работников; - коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым педагогическим работником осуществляет коллектив (группа опытных педагогических работников); - коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество коллектива (группа опытных педагогических работников) осуществляется над группой молодых педагогических работников. 3.7. Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым педагогическим работником разрабатывает индивидуальную программу наставничества. 3.8. В течение всего периода наставничества наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого педагогического работника в соответствии с индивидуальной программой наставничества. 3.9. По завершении выполнения индивидуальной программы обучения наставник составляет характеристику на молодого педагогического работника, указывает достигнутые результаты и представляет на заседание Методического совета общеобразовательного учреждения. 3.10. Замена наставника производится в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу молодого педагогического работника или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и молодого педагогического работника. 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА 4.1. Требования к подбору наставника. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющий опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. 4.2. Наставник обязан: - разработать совместно с молодым педагогическим работником программу наставничества; - ознакомить молодого педагогического работника с целями и задачами деятельности школы, условиями труда, основами корпоративной культуры; - ознакомить с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка; - проводить необходимое обучение молодого педагогического работника и курировать выполняемую им работу, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - присутствовать на уроках и внеурочных мероприятиях, проводимых молодым педагогическим работником, с последующим анализом занятия не реже 2 раз в месяц; - приглашать молодого педагогического работника на свои уроки и внеурочные мероприятия; - способствовать рациональной организации труда молодого педагогического работника; - личным примером развивать положительные качества молодого педагогического работника, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; - подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагогического работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого педагогического работника. 4.3. Наставник имеет право: - осуществлять методическую помощь по повышению профессионального мастерства молодого педагогического работника в определенные сроки;- требовать от молодого педагогического работника выполнения рекомендаций по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью; - ходатайствовать перед руководством общеобразовательного учреждения о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности молодого педагогического работника; - принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого педагогического работника, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю школы о поощрении молодого педагогического работника, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; - с согласия руководителя школы или его заместителя по учебно-методической работе привлекать для организации методической помощи по повышению профессионального мастерства молодого педагогического работника других педагогических работников; - участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого педагогического работника. 4.4. Ответственность наставника: наставник несет персональную ответственность за оказание методической помощи молодому педагогическому работнику, связанной с трудовой деятельностью в школе. 4.5. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогическим работником в период наставничества, адаптация молодого педагогического работника в школе. 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА 5.1. Молодой педагогический работник имеет право: - обращаться за помощью к своему наставнику; - вносить предложения по совершенствованию работы по профессиональной адаптации в школе; - участвовать в обсуждении результатов наставничества; - выходить с ходатайством о смене наставника. 5.2. Молодой педагогический работник обязан: - знать нормативные акты, регламентирующие его профессиональную деятельность, особенности деятельности школы, функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью; - работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками; - исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией. 6. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ НАСТАВНИКОВ 6.1. В целях материального поощрения наставника с момента выхода приказа о его назначении может устанавливаться ежемесячная надбавка за счет средств школы на основании Положения о стимулирующих доплатах. 6.2. Размер надбавки может изменяться приказом директора школы по согласованию с профсоюзным комитетом в связи с качеством выполнения наставником возложенных на него обязанностей. 7. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ 7.1. Молодой педагог и наставник должны: 7.1.1 разработать программу наставничества и план её реализации; 7.1.2 в конце каждого учебного полугодия представлять отчёт о совместной работе. 7.2. Наставник должен в конце каждого учебного полугодия представить характеристику на молодого педагога. 7.3. Молодой педагог должен оформить портфолио, отражающее качество его работы, результаты участия в профессиональных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях План мероприятий (дорожная карта) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МАОУ СОШ №2 № п/п 1 2 1 2 3. 4 1 Мероприятия Сроки Создание условий для запуска программы наставничества Издание приказа об Сентябрь утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников в МАОУ СОШ №2 Издание приказа о закреплении наставников за молодыми учителями МАОУ СОШ №2 на 2021-2022 учебный год Сентябрь Организация работы заместителя директора Оказание методической В течение года помощи наставникам при планировании работы Отчет наставников об итогах Май (в рамках выполнения индивидуальных ШМО) планов работы с молодыми педагогами Контроль над проведением В течение года диагностики и анкетирования молодых педагогов Организация обучающих В течение года практических семинаров Организация работы наставников Проведение анкетирования сентябрь по профессиональным дефицитам молодого специалиста Ответственный Директор Директор Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Заместитель директора Учительнаставник 2 Участие в заседаниях Школы По отдельному молодого учителя графику Заместитель директора 3 Составление индивидуального плана работы с молодым педагогом Работа с молодым педагогом по индивидуальному плану Проведение анкетирования молодого педагога по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательной организации, составление аналитических справок на основе анкетирования Заполнение экспертной карты оценки профессионального роста молодого педагога Посещение уроков (занятий) у молодого педагога Сентябрь Учительнаставник В течение года Учительнаставник Учительнаставник, заместитель директора 4 5 6 7 8 9 10 Декабрь Декабрь, май Учительнаставник В течение года Учительнаставник, заместитель директора Учительнаставник Заполнение с молодым Май педагогом карты самоанализа успешности в учебной работе Составление отчета об итогах Май выполнения индивидуального плана работы с молодым педагогом Участие в школьном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года2022» в номинациях «Педагогический дебют», «Наставник года» Учительнаставник