О едином орфографическом режиме.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

ПРИНЯТО:
Методическим советом МАОУ СОШ №2
Протокол № $
от «-/У » ЛжЖоми*, 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
фектор МАОУ СОШ №2
Е.Л. Чумак
Введено в действие приказом директора
от <(£/» xib-t& cyiJc 2023г. № 9

ПОЛОЖЕНИЕ
О едином орфографическом режиме в начальной школе но ФГОС
1.

Вводная часть
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим»
(«Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и
проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01,09.1980 г.
№ 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. №
224. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ
учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный
опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые,
необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное,
громоздкое, лишнее из данной схемы убрали. При составлении данных рекомендаций
учитывали:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.
По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного
вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра
просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по
русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О
порядке проверки ученических работ в 1-3-х классах общеобразовательных школ»; от
19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от
27.03.1979 г. № 135-М’ «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов»
утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. №
364-М)
Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но
единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и
учителя. Разночтение в оформлении письменных работ, учащихся на сегодняшний день
заключается в следующем:
а) отсутствие на местах всяких требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
г) практическая реализация «Единых требований...», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего
навыка являются необходимыми, так как:
1

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному
оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно
проверять, и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

2.

Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся
надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
Математика и русский язык:
Тетради для текущих работ
Тетради для контрольных работ.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и пишутся в
тетрадях для текущих работ, контрольные изложения и сочинения - в тетради
для
контрольных работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются
творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения
литературных понятий и пр.) В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных
работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над
ошибками должна
представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо
дня в день.

3 1
1

У ч еб н ы й
п редм ет

К оличест во т ет радей
т екущ их

конт рольны х

П рописи

Н ет

Р у сск и й я зы к

|

П ериод
обучени я

К ом м ент арий

П ериод
обучения
гр а м о т е

П о м и м о п р о п и се й , д о п у с к а е т с я
н ал и ч и е 1 - 2 те тр ад ей

2

1

1 -4

2

Л итературное
чтение

Н ет

Н ет

1М

Д о п у с к а е т с я н ал и ч и е
тетрадей

3

ОРКСЭ

В соответстви и с
програм м н ы м и
требованиям и

Н ет

1М

Д о п у с к а е т с я н ал и ч и е
тетрадей

П рописи л и бо рабочие
тетради

Н ет

П ериод
обучения
гр ам о те

4

М а т ем а т и к а

2

1

1 -4

5

О круж аю щ ий
мир

Н ет

Н ет

1 -4

6

изо

А льбом

Н ет

2 -4

7

Т ехн ологи я

Н ет

Н ет

1 -4

|

П о м и м о п р о п и се й , д о п у с к а е т с я
н а л и ч и е 1 - 2 те тр ад ей
|

Д о п у с к а е т с я и сп о л ь зо в а н и е
р а б о ч и х т е т р а д е й н а п еч ат н о й
о сн о в е, в х о д я щ и х в У М К
j

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся, учитель в
обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и
профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка
2

результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от
25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы».
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Оценка за
письменные работы выставляется в правом нижнем углу в конце работы, поощрительные
записи выполняются с начала строчки (на одной строке с оценкой). Работа над ошибками
проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для
контрольных работ. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций
в тетрадях учащиеся используют простой карандаш, а так же возможно использование ручки с
зелёными чернилами. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому
языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для
контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим). Все классные и домашние
работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
3. Порядок ведения и оформления тетрадей.
•
•

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания
выполняются ручкой синего цвета, начертания геометрических фигур - простым
карандашом. Возможно использование ручки с зелёными чернилами для обозначений
морфологических признаков частей речи.
В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и
контрольных работ по базовым предметам.

4. Общие положения.
При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования
и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и
психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора
головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант),
многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет, начинающих
обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения
тонкокоординированных движений - графический навык, и навык орфографически
правильного письма. Для справки: графический навык - это соблюдение общественно
установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и
правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости
письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет
обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому
ребенку, так как: а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке
тратит на них меньше времени; б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что
является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся; в) часть
учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв; г)
следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность,
высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения
требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов. Почерк является
индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем
хуже почерк. Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма
могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса,
проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с
несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.
Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые
3

требуют корректировки. В первом классе в ходе проверки учителем прописанных учащимися
букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы, а во втором - четвертых классах
неправильные написания необходимо индивидуально прописывать в тетрадях для текущих
работ. Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся
только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать
возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
5. Оформление надписей на обложке тетрадей.
Тетради учащихся для 1-2 классов подписывает учитель. Тетради учащихся для 3-4 классов
подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу
Образец:
Тетрадь
для работ
по математике (русскому языку)
ученика (цы) 1 А класса
средней школы №2
Иванова Олега
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.

Тетрадь
для контрольных работ
но математике (русскому языку)
ученика (цы) 2 А класса
средней школы
Иванова Олега
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме
родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см (один палец).
Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала
нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая
последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не
допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру
рабочей строки, в конце точка ставится.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании
этого периода дата записывается учениками (7 декабря).
С 3 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и
оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
4

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая
форма записи): 1вариант.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если
упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная
форма записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234
Упр.234
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки
препинания (запятые) не ставятся.
Например: ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной
строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений
слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух., звонкий-зв.,гласиый-гл.,согласный-согл.,твердый-тв.,париый - парн.
существительное-сущ.
прилагателъное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-п. в.
Настоящее время-н. в.
Будущее время - б. в.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн. ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой с пастой зеленого
цвета или простым карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке .
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей
сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных
образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после
определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку
учителем определяется с 3 класса.
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток
чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и
периодичности проведения:
2 класс - 1-2 строки ежедневно.
3-4 класс-1-2 строки -2-3 раза в неделю.
Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их
исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли
они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования
каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д. Для стимулирования детей в практике
5

I

используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно
проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей. К
приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении
каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в
журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей.
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно
выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся
три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит
более точно. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только
определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления,
вытекающая из требований программы для 5-го класса .
Оформление грамматических разборов согласно требованиям УМК.
Фонетический (УМК « Школа России»):
ийшь -[ ий ’ул ’] 2 слога
и - [ и] - глас., безуд.
ю - [ й’] - согл., зв. непар., мягк. непар.
Ч у ] - глас., уд.
л - [ л ’] - согл., зв. непар., мягк. пар.
ь4 б., 4 зв.
Синтаксический (УМК « Школа России»):
пр. прил. сущ.
гл.
сущ.
На лесной полянке появились подснежники . (Повеет., невоскл., прост, распр.)
- По цели высказывания.
- По интонации.
- По наличию основ (подчеркнуть основу, определить, простое (прост.) или сложное (сложи.).
- По наличию второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).
Морфологический(УМК « Школа России»):
Существительное
I. на полянке3- сущ., предмет, на чём?
II . Н.ф. - что? полянка
нариц. , неодуш., ж. р., 1 скл.
в П.п., в ед. ч.
III. вт. член. - дополнение
Прилагательное
I. тонким3- прил., признак предмета, каким?
I I . Н.ф. - какой? тонкий
в м. р. в Т.п., в ед. ч.
III. вт. член. - определение
Глагол
I. дует3- гл., действие предмета, что делает?
II . Н.ф. - что делать? дуть
1 скл.
в наст, вр., в 3 л., в ед. ч.
III. гл. член. - сказуемое

Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке
начинается следующая работа)
6

Дату нужно записывать посередине.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз.
Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из
двух (четырех) клеток.
Выражения, уравнения, равенства записываются в два столбика, между ними
отступаются четыре клетки вправо (пишем на пятой).
Образец: 8 + 2 = 10
10-2 = 8
9 +1 = 10
10-1=9
В тетрадях отмечаются номер заданий.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия
задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой
буквы,допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например:
Маленькие- 7м. 1
М.-7м.
Большие - Зм. р
?
Б.-З м.
Существует несколько форм записи решения задач:
а) по действиям, выражением, уравнением
Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
Ответ пишется кратко: Ответ: 10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы.
Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся
соблюдения следующих норм:
записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы
вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
Например-.
3 14
2
3450-145*2+1265:5=3413
1) 145*2=290
2) 1265 5_
3) _3450
4) + 3160
6_253
290.
253
15
3160
3413
Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в
средней школе.
Х+ 56*2= 638
Х+112=638
Х=638-112
Х=526
526+56*2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать
ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными
буквами латинского алфавита.
А,________ В
7

L

Д
с
Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна б см. Вычислите периметр и площадь
прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина -12 см
Ширина - 6 см
Р -? см
S - ? см2
(12+6) *2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: периметр-36 см, площадъ=72 см2 или Ответ: Р = 36 см, S=72 см2
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом писать
наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.

Критерии оценки текущих и итоговых проверочных работ
типа списывания.
Оценки
1
«5»

«4»
«3»
«2»

Во II классе
2
Нет ошибок.
Допускается один
недочёт графического
характера.
1-2 ошибки и 1
исправление
3 ошибки
и 1 исправление
4 ошибки
и 1-2 исправление

Допустимое количество оценок
В III классе
3
Нет ошибок

1 ошибка
и 1 исправление
2 ошибки
и 1 исправление
3 ошибки
и 1-2 исправления

В IV классе
4
Нет ошибок

1 ошибка
и 1 исправление
2 ошибки
и 1 исправление
3 ошибки
и 1-2 исправления

Словарные диктанты (проводятся 1 раз в 2 недели)
2 класс
Класс
1 класс
8-10 слов
Количество слов в
6-8 слов
диктанте
Критерии оценки «5»- без ошибок
словарных диктантов «4» - 1 ошибка, 1 исправление
«3 »-2 ошибки, 1 исправление
«2» - 3-5 ошибок

3 класс
10-12 слов

4 класс
12-15 слов

Объём текстов изложений должен быть примерно на 15-20 слов больше объёма текстов
диктантов.
Примерный объём сочинений в III- IV классах - от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9-10
предложений (50-60) слов в III классе и 11-12 предложений (70-80 слов) в IV классе.
Работа по развитию речи оценивается двумя отметками: одна - за содержание, вторая - за
грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».